Планетарная втулка, или втулка с внутренним механизмом переключением передач (internal gear hub — англ.), или просто планетарка, — это широко распространённая на велосипедах система изменения передаточного отношения, реализуемая с помощью эпициклических или планетарных шестерёнок (от которых и получила название). Шестерёнки со смазкой герметично расположены внутри оболочки планетарной втулки, что отличает её от классических систем переключения скоростей, в которых привод и механизм подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий. Планетарные втулки в отличие от обычной системы переключения скоростей имеют меньше передач, больший вес и немного меньшую эффективность. Передача с прямым приводом немного эффективней за остальные передачи, так как на прямой передаче отсутствует трение в планетарном механизме. На большинстве планетарных втулок отсутствует эксцентриковое крепление. Зато планетарные втулки надёжней, лучше защищены от загрязнения, могут переключать передачи при остановке велосипеда, что при езде по городу с постоянными остановками является очень важным преимуществом планетарных втулок. Изменение передаточного отношения обычно реализуется обычным переключателем, соединённым со втулкой с помощью обычного боуденовского троса. У планетарных втулок всегда было только дискретное переключение (фиксированное, «щелчками»). Сейчас получили широкое распространение удобные переключатели поворотного типа.
Самая совершенная планетарная втулка Rohloff Speehub 500/14.
Планетарные втулки использовались на велосипедах ещё в XIX-ом веке. В основном это были 3-скоростные планетарные втулки, давшие велосипедистам простую и надёжную систему переключения передач. С усовершенствованием и ростом популярности дерайлера в начале 1970-х годов во время бума горных велосипедов планетарные втулки утратили свою популярность. Со в большинстве веломагазинов временем стало сложно купить планетарные втулки. Это печально, так как для эпизодических и неспортивных поездок лучше всего подходит велосипед с планетарной втулкой. С разработкой 7-скоростных втулок широкого диапазона в конце 90-х, планетарные втулки пережили второй рассвет. С тех пор они бесконечно совершенствуются.
Исторически рынок планетарных втулок принадлежал четырём компаниям. Sturmey-Archer и SRAM выпускали планетарные втулки ещё в первом десятилетии XX-го века. Shimano производит планетарные втулки с 1957 года. Rohloff относительно молодая компания, но она отличилась выпуском самой технически совершенной планетарной втулки. Если вам интересна история планетарных втулок, читайте статью про историю планетарных втулок и английских трёхскоростных велосипедов с планетарными втулками Sturmey Archer.
Rohloff | SRAM / Sachs | Shimano | Sturmey-Archer |
---|---|---|---|
14-скоростные | 3-скоростные | 3-скоростные | 3-скоростные |
7скоростные | 4-скоростные | 4 и 5-скоростные | |
8-скоростные | 7-скоростные | 7-скоростные | |
9-скоростные | 8-скоростные | 8-скоростные | |
12-скоростная | 11-скоростные | Гибридные |
У планетарных втулок длинный срок службы, во время которого они практически не требуют технического обслуживания. Многие планетарные втулки не рассчитаны на высокие нагрузки на соревнованиях, в горной местности и на бездорожье. Большинство городских велосипедов и велосипедов для поездок на работу, особенно в Европе, как правило оснащены доступными по цене 7-скоростными и 8-скоростными планетарными втулками. На старых и дешёвых велосипедах часто можно встретить 3-скоростные планетарные втулки. Обычно они используются в Европе в системах обмена велосипедов. Они также часто используются на многих складных велосипедах. В некоторых втулках даже имеется задняя передача, полезная на трёхколёсном велосипеде, или фиксированная передача (без свободного хода), любимая многими велосипедистами и удобная для езды зимой и тренировок. Сейчас можно купить втулку максимум с 14 передачами, которая способна на равных конкурировать с дерайлерами. В отличии от классических систем переключения передач на планетарные втулки можно установить полную защиту цепи, увеличивающую срок службы цепи и предотвращающую загрязнение одежды.
Повседневное использование планетарных втулок.
Классические планетарные втулки индексируются в манетках, при этом правильность индексации зависит от правильной регулировки натяжения и смазки троса. На практике перескок скоростей и соответствующее повреждение внутренних механизмов встречаются крайне редко. Современные механизмы втулки проводят индексирование своими силами и вследствие этого они защищены от поломок из-за неисправности системы переключения скоростей.
Планетарные втулки Sturmey Archer и Fichtel & Sachs «Torpedo» при ненатянутом тросе установлены на самую верхнюю передачу, что делает велосипед пригодным для путешествий на длинные расстояния по равнинной местности даже в случае поломки механизма переключения передач. Это напоминает ситуацию с дерайлером, который в случае подобной поломки можно вручную установить на верхнюю передачу. Некоторые современные планетарные втулки (например, 7-скоростная Shimano) по умолчанию установлены на нижнюю передачу и следовательно они более чувствительны к натяжению троса.
Многие планетарные втулки работают на повышение передаточного отношения и следовательно поэтому отпадает необходимость в больших ведущих звёздах при их установке на складные велосипеды с маленькими колёсами.
Новейшие многоскоростные планетарные втулки для велосипеда.
Передовые планетарные втулки предлагают большое число передач. В них используются многочисленные планетарные шестерни, которые приводят в движение друг друга. Передаточные отношения выбраны так, чтобы предоставить максимально равномерно расположенные передачи и большое общее передаточное отношение. Принцип работы планетарной передачи у них такой же, как и у более простых планетарных втулок. Комплектуются триггерным или поворотным переключателем с дискретным переключением.
12-скоростная Sachs Elan была первой планетарной втулкой на рынке (1995 - 1999 годы), имевшей более десяти скоростей. К сожалению, она оказалась слишком тяжёлой, низкого качества и из-за этого была снята с производства через несколько лет.
14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub — это самая лучшая планетарная втулка, торжество немецких технологий. Была представлена в 1998 году, имеет диапазон превышающий 5:1, может легко конкурировать с 24-скоростными или 27-скоростными классическими системами переключения скоростей, которые имеют три перекрывающихся диапазона, таким образом предоставляя всё те же 14 отдельных передач. Так как у планетарной втулки передачи не перекрываются, то она легче в управлении. Благодаря масляной ванной КПД планетарной втулки Rohloff соизмерим с классическими системами переключения скоростей. У неё одинаковые шаги между передачами (13.6%): 0.279, 0.316, 0.36, 0.409, 0.464, 0.528, 0.6, 0.682, 0.774, 0.881, 1, 1.135, 1.292, 1.467. Поставляется с задними звёздочками на шестнадцать зубьев, но также доступны задние звёздочки на 15 и 17 зубьев.
Долгожданная 11-скоростная Shimano Alfine 700, представленная в 2010 году, благодаря своей цене резко увеличила доступность планетарных втулок для рядовых велотуристов. Имеет диапазон более 4:1, соизмеримую с 20-скоростными дерайлерами трансмиссию и масляную ванную для обеспечения большей механической эффективности.
В туризме предпочтительней использовать 11 - 14-скоростные велосипедные планетарные втулки, которые по причине их высокой стоимости практически недоступны рядовому велотуристу. Сейчас на туристический велосипед с планетарной втулкой устанавливаются преимущественно дешёвые Shimano Nexus 8.
Список основных планетарных втулок:
Производитель | Модель | Начато производство | Снята с производства | Скорости | Общий передаточный диапазон (с кассетой) | Вес | Назначение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Rohloff AG | Speedhub 500/14 | 1998 | 14 | 526% | 1700 - 1825 г | Спорт, туризм | |
Shimano | Alfine 11 SG-700 | 2010 | 11 | 419% | 1600 - 1744 г | Городская езда, спорт | |
Shimano | Alfine 8 SG-500 | 2006 | 8 | 307% | 1600 г | Городская езда | |
Shimano | Nexus Inter-8 | 8 | 307% | 1550 - 2040 г | Городская езда | ||
Shimano | Nexus Inter-7 | 1995 | 7 | 244% | 1465 - 1860 г | Городская езда | |
Shimano | Nexus Inter-3 | 3 | 187% | 1220 г | Городская езда | ||
SRAM (Sachs) | Spectro E12 (Elan) | 1995 | 12 | 339% | 3500 - 4000 г | Городская езда | |
SRAM | i-Motion 9 | 2005 | 9 | 340% | 2000 - 2400 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | Spectro S7 (Super 7) | 2010 | 7 | 303% | 1645 - 1826 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | Spectro P5 (Pentasport), P5 Cargo | 1987 | 5 | 224-251% | 3500 - 4000 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | Spectro T3 / i-Motion 3 / Torpedo Dreigang | 1987 | 3 | 187% | Городская езда | ||
SRAM (Sachs) | Neos/Spectro 3x7 | 1994 | 3(x7) | 187%(?) | Городская езда | ||
Sachs | Torpedo Duomatic/Automatic | 2 | 136% | Городская езда | |||
Sturmey Archer | XRF-8, X-R[F/D/K]8 | 2007 | 8 | 305-325% | 1480 - 1600 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | S5, AT5, SAB, Sprinter-5, [S/X/XL]-R[C/D/F/K]5 | 1966 | 5 | 225-256% | 1200 - 1760 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | F[C/M/G/W] | 1935 | 1970 | 4 | 134-160% | Городская езда | |
Sturmey Archer | A[BC/T3], AW[C], S[C3/SAB], [S/X/XL]-R[F/S/F]3 | 1933 | 3 | 178% | 1000 - 1380 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | [S/B]2[C] Duomatic | 2010 | 2 | 138% | 930 - 1400 г | Городская езда | |
Brompton | BSR | 3 | 178% | Городская езда | |||
Brompton | BWR | 2009 | 3(x2) | 246% (302%) | 940 г | Городская езда | |
Fallbrook | NuVinci N171 | 2007 | 2010 | Непрерывные | 350% | 3850 - 390 г | Городская езда |
Fallbrook | NuVinci N360 | 2010 | Непрерывные | 360% | 2450 г | Городская езда |