Sturmey-Archer уже не одно десятилетие производит множество типов и моделей 3-скоростных планетарных втулок.
Планетарная передача.
Поперечный разрез 3-скоростной втулки Sturmey-Archer с барабанным тормозом.
У большинства 3-скоростных планетарных втулок Sturmey-Archer средняя передача прямая, передаточное отношение высокой передачи составляет 4/3 от средней передачи и передаточное отношение низкой передачи — 3/4 от средней передачи. Принцип работы планетарной передачи втулок Sturmey-Archer ничем не отличается от других планетарных втулок. Из современных втулок Sturmey-Archer только планетарная втулка S3X с фиксированной передачей и втулка Brompton отличаются от остальных. Планетарная втулка S3X имеет две понижающих передачи и одну прямую. Втулка Brompton имеет более широкий диапазон, используется с двумя задними звёздочками, дерайлером и в общей сложности обеспечивает шесть передач.
По современным стандартам стандартный английский 3-скоростной велосипед преимущественно повышает передачи. На большинство велосипедов с планетарной втулкой Sturmey Archer установлен привод 46/18, который даёт соотношение хода 3,83, 5,11 и 6,81 (50, 66 и 89 дюймов; 4, 5,28 и 7,12 метров.) Можно настроить привод под себя. Можно легко купить задние звёздочки на 20 и 22 зуба, также как и большие звёздочки для гонщиков или велосипедов с маленькими колёсами. Если вам нужны звёздочки ещё больше, то с помощью шлифовальной машины можно модифицировать звёздочки из кассеты Shimano. Это не очень сложно.
Характеристика современных 3-скоростных втулок Sturmey-Archer.
У Sturmey-Archer из всех производителей самый широкий выбор трёхскоростных планетарных втулок. У большинства из них алюминиевые оболочки и поэтому они относительно легче по сравнению с втулками других брендов. Информация ниже собрана из обзоров втулок на сайте Sturmey-Archer, каталога Sturmey-Archer 2010 года и поиска в интернете. На сайте производителя доступна техническая информация для большинства современных 3-скоростных втулок Sturmey-Archer. Самые новые трёхскоростные втулки с ножным тормозом добавлены в список компонентов в Справочнике Сатерленда по планетарным втулкам и ножным тормозам.
Модели Sturmey-Archer | Характеристика втулок Sturmey-Archer |
---|---|
AB3 | 90 миллиметровый барабанный тормоз, стальная оболочка. Похожа на SAB3. |
AB/C | 90 миллиметровый барабанный тормоз, стальная оболочка. |
AW | Версия без средней передачи — это не классическая AW. Стальная оболочка. |
AWC | Ножной тормоз, стальная оболочка. |
AWC 2003 - 2005 | Ножной тормоз, стальная оболочка. Незначительная модификация ранней версии. |
AWC(II) | Ножной тормоз, стальная оболочка. Незначительная модификация ранней версии. |
BWR | 3-скоростная Brompton с очень широким диапазоном. |
CS-RF3 | Пазы для установки кассеты (гибридная система). |
CS-RK3 | Пазы для установки кассеты (гибридная система). Крепление под дисковый тормоз. |
QS-RC3 | Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Оснащена задней передачей и ножным тормозом. |
RS-RF3 | Поворотный переключатель. |
RX-RD3. | Поворотный переключатель, барабанный тормоз. |
S3X | Фиксированная передача. |
SAB3 | 70 миллиметровый барабанный тормоз. |
S-RC3(II) | Ножной тормоз. |
S-RF3 | 3-пазовый привод. |
S-RF3 (N) | 9-пазовый привод. |
S-RK3 | Крепление под дисковый тормоз, 3-пазовый привод. |
S-RK3 (N) | Крепление под дисковый тормоз, 9-пазовый привод. |
SX-RB3 | Широкий корпус (линия цепи 65 - 69 мм), крепление под ленточный тормоз. |
SX-RK3 | Широкий корпус (линия цепи 65 - 69 мм), крепление под дисковый тормоз. |
TS-RC3 | Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Ножной тормоз. |
TS-RF3 | Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Имеет заднюю передачу. |
X-RD3 | 70 миллиметровый барабанный тормоз. |
XL-RD3 | 90 миллиметровый барабанный тормоз. |
Старые трёхскоростные планетарные втулки Sturmey-Archer.
Классическая втулка Sturmey-Archer в поперечном разрезе.
Почти все английские 3-скоростные велосипеды оснащались задними втулками Sturmey-Archer. Классическая втулка Sturmey-Archer AW была признана самой распространённой моделью планетарной втулки. Сейчас с пьедестала её сместили другие более современные планетарные втулки. Отремонтировать втулку довольно легко. Компоненты для классической планетарной втулки AW можно купить в интернете. Эта втулка настолько распространена, что легко можно купить б/у втулку на аукционе ebay.com. Современная версия втулки без средней передачи не имеет ничего общего со старой AW, она больше похожа на втулку S-RF3 (за исключением стальной оболочки).
Существует несколько лицензионных и не лицензионных копий втулки AW: Brompton, Hercules, Steyr, SunTour, Vibo. Большинство компонентов взаимозаменяемы.
В таблице ниже представлены в основном наиболее распространённые старые втулки Sturmey-Archer. В неё не включены специфические втулки с узким диапазоном и втулки, снятые с производства до 1940 года. Все старые трёхскоростные втулки Sturmey-Archer за исключением втулки AW и родственных моделей (AG, AB) не настолько надёжны, как современные, и к ним очень трудно найти запчасти.
В 1950-х годах Sturmey-Archer изменила систему нумерации компонентов. Старая нумерация компонентов начинается с буквы K, а более новая с H. Если совпадает модель втулки и описание компонента, то несмотря на разную нумерацию это та же самая запчасть. Некоторые упоминающиеся ниже классические втулки используют в своей нумерации букву «K». В Справочнике Сатерленда по ножным тормозам и планетарным втулкам используется более новая нумерация компонентов.
Внутренние механизмы втулки AW можно установить в большинство оболочек втулок Sturmey-Archer того же периода, что даёт возможность не разбирать колесо. Единственным исключением является отсутствие практически у всех четырёх- и пятискоростных втулок внутреннего выступа у левой чаши шарового шарнира, расположенной к центру от планетарной обоймы. В стальные оболочки втулок AW, выпускавшихся после 1984-го года, нельзя установить внутренние механизмы S5.
У старых втулок Sturmey-Archer с ножным тормозом имеются проблемы с безопасностью. Тормоз TCW и S3C приводится в действие зубчатой передачей, так что он неэффективен на верхней передаче на наивысшей скорости! Тормоз на TCW может не работать при неправильной настройке тросика: в положении между второй и третьей передачей. Этой же проблеме подвержены AW и её ближайшие родственниками. Также у этих втулок имеется тенденция к сбросу при большой нагрузке верхней передачи на нейтральную. При обычных нагрузках эта проблема не возникает.
Дополнительную историческую и техническую информацию смотрите на сайте Sturmey-Archer.
Модели Sturmey-Archer | Год выпуска | Характеристика втулок Sturmey-Archer |
---|---|---|
AB | 1938 | 90 миллиметровый барабанный тормоз. |
AG | 1946 | Динамо-машина. |
ASC | 1946 | Фиксированная передача. |
AT3 Elite | 1984 | Барабанный тормоз, алюминиевая оболочка, отсутствует средняя передача. Внутренние механизмы идентичны механизмам SAB |
AW | 1936 | Классическая. Втулка Sturmey-Archer AW прокручивается при сбросе передачи на нейтральную! Не имеет ничего общего с современной версией без средней передачи. |
AW-Columbia | 1984 | 3-скоростная Columbia без «сброса передачи». |
AW Alloy | 1983 | Трёхскоростная, оболочка из алюминиевого сплава. |
S3B | 1967 | Барабанный тормоз маленького диаметра. |
S3C | 1970 | Ножной тормоз, неэффективная на верхней передаче. |
SAB | 1978 | 70 миллиметровый барабанный тормоз. |
SAB Steelite | 1984 | 70 миллиметровый барабанный тормоз, нет средней передачи. Внутренние механизмы такие же как у AT3. |
SW | 1954 | Втулка 1954 - 1958 годов с проблемой сброса передачи. |
TCW | 1952 | Ножной тормоз (работоспособен при правильной настройке троса). |