3-скоростные планетарные втулки Sturmey-Archer

3-скоростная планетарная втулка Sturmey-Archer SRC3

Sturmey-Archer уже не одно десятилетие производит множество типов и моделей 3-скоростных планетарных втулок.

Планетарная передача.

Поперечный разрез 3-скоростной втулки Sturmey-Archer с барабанным тормозом

Поперечный разрез 3-скоростной втулки Sturmey-Archer с барабанным тормозом.

У большинства 3-скоростных планетарных втулок Sturmey-Archer средняя передача прямая, передаточное отношение высокой передачи составляет 4/3 от средней передачи и передаточное отношение низкой передачи — 3/4 от средней передачи. Принцип работы планетарной передачи втулок Sturmey-Archer ничем не отличается от других планетарных втулок. Из современных втулок Sturmey-Archer только планетарная втулка S3X с фиксированной передачей и втулка Brompton отличаются от остальных. Планетарная втулка S3X имеет две понижающих передачи и одну прямую. Втулка Brompton имеет более широкий диапазон, используется с двумя задними звёздочками, дерайлером и в общей сложности обеспечивает шесть передач.

По современным стандартам стандартный английский 3-скоростной велосипед преимущественно повышает передачи. На большинство велосипедов с планетарной втулкой Sturmey Archer установлен привод 46/18, который даёт соотношение хода 3,83, 5,11 и 6,81 (50, 66 и 89 дюймов; 4, 5,28 и 7,12 метров.) Можно настроить привод под себя. Можно легко купить задние звёздочки на 20 и 22 зуба, также как и большие звёздочки для гонщиков или велосипедов с маленькими колёсами. Если вам нужны звёздочки ещё больше, то с помощью шлифовальной машины можно модифицировать звёздочки из кассеты Shimano. Это не очень сложно.

Характеристика современных 3-скоростных втулок Sturmey-Archer.

У Sturmey-Archer из всех производителей самый широкий выбор трёхскоростных планетарных втулок. У большинства из них алюминиевые оболочки и поэтому они относительно легче по сравнению с втулками других брендов. Информация ниже собрана из обзоров втулок на сайте Sturmey-Archer, каталога Sturmey-Archer 2010 года и поиска в интернете. На сайте производителя доступна техническая информация для большинства современных 3-скоростных втулок Sturmey-Archer. Самые новые трёхскоростные втулки с ножным тормозом добавлены в список компонентов в Справочнике Сатерленда по планетарным втулкам и ножным тормозам.

Модели Sturmey-Archer Характеристика втулок Sturmey-Archer
AB3 90 миллиметровый барабанный тормоз, стальная оболочка. Похожа на SAB3.
AB/C 90 миллиметровый барабанный тормоз, стальная оболочка.
AW Версия без средней передачи — это не классическая AW. Стальная оболочка.
AWC Ножной тормоз, стальная оболочка.
AWC 2003 - 2005 Ножной тормоз, стальная оболочка. Незначительная модификация ранней версии.
AWC(II) Ножной тормоз, стальная оболочка. Незначительная модификация ранней версии.
BWR 3-скоростная Brompton с очень широким диапазоном.
CS-RF3 Пазы для установки кассеты (гибридная система).
CS-RK3 Пазы для установки кассеты (гибридная система). Крепление под дисковый тормоз.
QS-RC3 Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Оснащена задней передачей и ножным тормозом.
RS-RF3 Поворотный переключатель.
RX-RD3. Поворотный переключатель, барабанный тормоз.
S3X Фиксированная передача.
SAB3 70 миллиметровый барабанный тормоз.
S-RC3(II) Ножной тормоз.
S-RF3 3-пазовый привод.
S-RF3 (N) 9-пазовый привод.
S-RK3 Крепление под дисковый тормоз, 3-пазовый привод.
S-RK3 (N) Крепление под дисковый тормоз, 9-пазовый привод.
SX-RB3 Широкий корпус (линия цепи 65 - 69 мм), крепление под ленточный тормоз.
SX-RK3 Широкий корпус (линия цепи 65 - 69 мм), крепление под дисковый тормоз.
TS-RC3 Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Ножной тормоз.
TS-RF3 Коробка передач для трёхколёсного велосипеда. Имеет заднюю передачу.
X-RD3 70 миллиметровый барабанный тормоз.
XL-RD3 90 миллиметровый барабанный тормоз.

Старые трёхскоростные планетарные втулки Sturmey-Archer.

Поперечный разрез винтажной планетарной втулки Sturmey-Archer

Классическая втулка Sturmey-Archer в поперечном разрезе.

Почти все английские 3-скоростные велосипеды оснащались задними втулками Sturmey-Archer. Классическая втулка Sturmey-Archer AW была признана самой распространённой моделью планетарной втулки. Сейчас с пьедестала её сместили другие более современные планетарные втулки. Отремонтировать втулку довольно легко. Компоненты для классической планетарной втулки AW можно купить в интернете. Эта втулка настолько распространена, что легко можно купить б/у втулку на аукционе ebay.com. Современная версия втулки без средней передачи не имеет ничего общего со старой AW, она больше похожа на втулку S-RF3 (за исключением стальной оболочки).

Существует несколько лицензионных и не лицензионных копий втулки AW: Brompton, Hercules, Steyr, SunTour, Vibo. Большинство компонентов взаимозаменяемы.

В таблице ниже представлены в основном наиболее распространённые старые втулки Sturmey-Archer. В неё не включены специфические втулки с узким диапазоном и втулки, снятые с производства до 1940 года. Все старые трёхскоростные втулки Sturmey-Archer за исключением втулки AW и родственных моделей (AG, AB) не настолько надёжны, как современные, и к ним очень трудно найти запчасти.

В 1950-х годах Sturmey-Archer изменила систему нумерации компонентов. Старая нумерация компонентов начинается с буквы K, а более новая с H. Если совпадает модель втулки и описание компонента, то несмотря на разную нумерацию это та же самая запчасть. Некоторые упоминающиеся ниже классические втулки используют в своей нумерации букву «K». В Справочнике Сатерленда по ножным тормозам и планетарным втулкам используется более новая нумерация компонентов.

Внутренние механизмы втулки AW можно установить в большинство оболочек втулок Sturmey-Archer того же периода, что даёт возможность не разбирать колесо. Единственным исключением является отсутствие практически у всех четырёх- и пятискоростных втулок внутреннего выступа у левой чаши шарового шарнира, расположенной к центру от планетарной обоймы. В стальные оболочки втулок AW, выпускавшихся после 1984-го года, нельзя установить внутренние механизмы S5.

У старых втулок Sturmey-Archer с ножным тормозом имеются проблемы с безопасностью. Тормоз TCW и S3C приводится в действие зубчатой передачей, так что он неэффективен на верхней передаче на наивысшей скорости! Тормоз на TCW может не работать при неправильной настройке тросика: в положении между второй и третьей передачей. Этой же проблеме подвержены AW и её ближайшие родственниками. Также у этих втулок имеется тенденция к сбросу при большой нагрузке верхней передачи на нейтральную. При обычных нагрузках эта проблема не возникает.

Дополнительную историческую и техническую информацию смотрите на сайте Sturmey-Archer.

Модели Sturmey-Archer Год выпуска Характеристика втулок Sturmey-Archer
AB 1938 90 миллиметровый барабанный тормоз.
AG 1946 Динамо-машина.
ASC 1946 Фиксированная передача.
AT3 Elite 1984 Барабанный тормоз, алюминиевая оболочка, отсутствует средняя передача. Внутренние механизмы идентичны механизмам SAB
AW 1936 Классическая. Втулка Sturmey-Archer AW прокручивается при сбросе передачи на нейтральную! Не имеет ничего общего с современной версией без средней передачи.
AW-Columbia 1984 3-скоростная Columbia без «сброса передачи».
AW Alloy 1983 Трёхскоростная, оболочка из алюминиевого сплава.
S3B 1967 Барабанный тормоз маленького диаметра.
S3C 1970 Ножной тормоз, неэффективная на верхней передаче.
SAB 1978 70 миллиметровый барабанный тормоз.
SAB Steelite 1984 70 миллиметровый барабанный тормоз, нет средней передачи. Внутренние механизмы такие же как у AT3.
SW 1954 Втулка 1954 - 1958 годов с проблемой сброса передачи.
TCW 1952 Ножной тормоз (работоспособен при правильной настройке троса).