«Прочность целого определяется надежностью самого слабого звена».
Народная мудрость
Этой простой мудростью часто пренебрегают. Действительно, какие-то «копеечные» оплетки (рубашки) и тросики для велосипеда по сравнению с ценными и дорогими компонентами привода выглядят как мелочи жизни. Их цена может отличаться на порядки! Например, задний переключатель (шифтер) запросто может потянуть на 5000 - 6000 полновесных рублей, а хороший комплект «ботвы» — тросики, рубашки и наконечники — облегчит кошелек на 60 - 200 рублей. Но от правильного выбора, умелой проводки и ухода за этой «ботвой» зависит работа привода, четкость переключения передач и, что немаловажно, тормозят или не тормозят тормоза!
Усилие на переключатели и тормозные рычаги передают тросики, и (оплетки) рубашки им сильно помогают, когда трос должен изменить направление и когда точка передачи усилия троса подвижна. Например, от руля к раме, от заднего пера до заднего переключателя, от левой тормозной ручки до переднего V-брейка и от рамы до заднего V-брейка.
Виды рубашек для велосипеда.
Рубашки (оплетки) бывают разных типов. Старый тип — витые, из скрученных в спираль стальных проволок, покрытых сверху пластиком, внутри пластика нет. Стальной трос движется по стальным виткам и требует обильной смазки. Когда натяжение троса возрастает, рубашка, как спиральная пружина, слегка сжимается. Раньше такие оплетки использовали для торможения и переключения передач. Теперь их почти не используют. С появлением системы SIS — индексного переключения передач, требования к продольной жесткости рубашки резко возросли. Поэтому фирма Shimano предложила новый универсальный тип рубашек из спирально навитых полосок металла. Внутри рубашки нанесен слой «скользкого» пластика, например, тефлона. Такая конструкция рубашек широко применяется для систем переключения передач и для привода тормозов. С появлением кассет на 27 (МТБ) и 30 (шоссейные гонки) передач требования к точности переключения еще более возросли, и появился новый и более жесткий тип рубашек Shimano SIS-SP. Конструкция состоит из слоя проволочек, идущих параллельно вдоль длины оплетки. Вместе их удерживают 2 слоя пластика. При изгибании и сильном натяжении троса длина таких рубашек не меняется, поэтому индексные манетки и переключатели способны работать с высокой точностью. Появились рубашки со смазкой — SIS-SP40. В 2006 году появилась новая версия рубашки SIS-SP41, предварительно смазанная по всей длине специальной силиконовой смазкой, что уменьшает трение на 10%.
Виды оплёток (рубашек), вид в разрезе и сбоку
1, 2 — оплётка SIS
3, 4 — витая оплётка (старый тип)
5, 6 — оплётка SIS-SP (новый тип)
Правильная прокладка велосипедных тросиков и рубашек.
Дабы рубашки не лохматились и не расползались, на их концы надевают наконечники — пластмассовые или стальные стаканчики. Наконечники вместе с рубашкой вставляются в упоры на раме и в специальные гнезда на переключателях, манетках и тормозных ручках. Наконечники бывают простые и герметичные с защитной резиновой манжетой. Стандартный наконечник имеет две насечки, а герметичный — четыре. Тросики и рубашки имеют разные диаметры, поэтому следует тщательно подбирать наконечники. Не рекомендуется использовать тормозные троса и рубашки для систем переключения передач.
Троса делают из тонких нитей стальной проволоки с покрытием или из нержавеющей стали (лучший, но более дорогой вариант). Нередко для уменьшения трения и защиты от грязи троса покрывают полимерными материалами, например, прочным и скользким тефлоном.
Троса легко можно обрезать зубилом, ножовкой по металлу, напильником, но лучше всего пользоваться специальными ножницами с полукруглыми лезвиями. Чтобы после обрезки конец троса не лохматился, его можно пропаять оловом. Рубашки желательно резать болгаркой, точильным камнем или специальными ножницами. После обрезки края полезно обработать надфилем и поправить изнутри шилом, чтобы трос легко проходил внутрь.
Даже если поверхность троса покрыта слоем тефлона, тросы перед вставкой в рубашку, кроме типов SIS-SP40/SP41, смазываются консистентной густой смазкой. Чистить и смазывать троса имеет смысл не реже, чем раз в сезон.
Руль должен свободно и легко поворачиваться на максимальный угол в обоих направлениях до упора, а длина тросов должна подбираться с небольшим запасом. Следует избегать излишних изгибов и поворотов тросов, при этом они должны быть по возможности плавными.