Обзор бесступенчатой планетарной втулки Nuvinci CVP

Планетарная втулка Nuvinci CVP

Планетарные втулки для велосипедов существуют уже много лет и за это время было достигнуто много успехов. Планетарная втулка Nuvinci CVP представляет собой совершенно другой тип велосипедной втулки. В обычной планетарной передаче для получения разных передаточных отношений (скоростей) используется серия шестерёнок или комбинаций шестерёнок. Из-за того, что для каждого передаточного отношения требуется свой собственный набор шестерней, существует практический лимит количества шестерней, устанавливаемых в велосипедную планетарную втулку. При этом каждое передаточное отношение производители стараются равномерно распределить по общему передаточному диапазону. Во втулке Nuvinci CVP шестерни не используются — вместо них с целью изменения передаточного отношения используются шарики. Втулка Nuvinci относится классу вариаторов. Аббревиатура слова вариатор на английском языке звучит как CVP или CVT, что и отражено в названии втулки. Термин вариатор означает отсутствие дискретных шагов передаточных отношений. Передаточное отношение можно настроить бесконечно точно внутри диапазона общего передаточного отношения втулки. Это достигается благодаря конструкции планетарной втулки Nuvinci, использующей вводную и выводную пластины, вокруг которых вращаются планетарные шарики. Благодаря изменению эффективного диаметра шарика, вращающегося между пластинами, и возникают разные передаточные отношения. Чтобы лучше понять, как работает такая конструкция, можете посмотреть видео на сайте NuVinci.

Привлекательность бесступенчатой трансмиссии Nuvinci заключается в том, что совершенно не нужно учиться ездить на ней. Причин перейти с обычной системы переключения передач на планетарную трансмиссию (вариатор) достаточно много. К главным преимуществам планетарной трансмиссии можно отнести:

Лёгкость переключения. Для переключения передачи на планетарных втулках и вариаторах требуется только повернуть один переключатель. Это достигается благодаря использованию скользящего механизма переключения в вариаторе вместо перемещения цепи с одной звёздочки на другую.

Переключение в любое время. Планетарные втулки и вариаторы можно переключать во время езды или даже остановки, что абсолютно невозможно у дерайлера.

Надёжность. Так как все механизмы планетарной передачи или вариатора защищены оболочкой, то влияние неблагоприятных погодных условий минимально. Также цепь планетарной втулки или вариатора расположена выше над землей, так как ей не требуется проходить через низко расположенный дерайлер. Кроме того для односкоростной цепи можно купить более эффективную защиту цепи. Всё это приводит к меньшему налипанию грязи.

Меньше технического обслуживания. Чистка втулки обычно заключается в её протирании от грязи.

У велосипедного вариатора Nuvinci CVP присутствуют все эти достоинства. Из-за того, что во втулке CVP отсутствуют шестерни, у неё в сравнении с другими планетарными втулками меньше вероятность поломки при чрезмерном вращательном моменте. Nuvinci — это единственная в мире втулка, абсолютно не требующая никакого технического обслуживания. Чтобы почистить грязную втулку, всего лишь полейте на неё из шланга или потрите щёткой. Вам никогда не потребуется разбирать планетарную втулку Nuvinci, так как специальная жидкость не требует замены во время всего срока службы втулки. В обычных планетарных втулках износ шестерней рано или поздно приводит к образованию продуктов деградации металла, требующих замены масла. Шарики во втулке Nuvinci не подвержены износу.

Какую выбрать ведущую и заднюю звезду для вариатора NuVinci.

Передняя планетарную система Schlumpf High Speed Drive

Одним из приятных бонусов эксплуатации планетарной втулки или вариатора является тот факт, что для изменения передаточного отношения цепи не требуется перемещаться с одной звёздочки на другую. Чтобы дополнительно упростить трансмиссию и отказаться от переднего дерайлера, я рекомендую спользовать одну ведущую звезду или переднюю планетарную систему, такую как Schlumpf High Speed Drive или Truvativ HammerSchmidt. У втулки Nuvinci максимально приемлемый входящий крутящий момент должен не превышать соотношение передней звёздочки к задней 2:1. Это означает, что если на втулке Nuvinci используется задняя звёздочка на 19 зубьев, то ведущая звезда должна иметь не менее 38-ми зубьев. Изменяя ведущую или заднюю звезду, можно повышать или понижать передаточное отношение. Рекомендуемые передние звёзды в комбинации с задней звёздочкой на 19 зубьев:

Передняя звезда на 38 зубьев — передаточное отношение 18 - 65 дюймов (29 км/час, 60 об/мин).
Передняя звезда на 42 зуба — передаточное отношение 20 - 72 дюймов (32 км/час, 60 об/мин).
Передняя звезда на 46 зубьев — передаточное отношение 22 - 80 дюймов (37 км/час, 60 об/мин).
Передняя звезда на 52 зуба — передаточное отношение 25 - 89 дюймов (42 км/час, 60 об/мин).
Schlumpf HSD 34/85 - передаточное отношение 16 - 146 дюймов (68 км/час, 60 об/мин).

На втулке Nuvinci задняя звёздочка на 19 зубьев и ведущая звезда на 46 зубьев предоставляет хороший диапазон для большинства велосипедистов, но если вы в хорошей физической форме или хотите ехать быстрее, вы то можете поставить ведущую звезду побольше или заднюю звезду поменьше. И наоборот для холмистой местности может потребоваться ведущая звезда поменьше или задняя звезда побольше. С комбинацией планетарной втулки Nuvinci с Schlumpf HSD у вас будет очень широкий диапазон передач, пригодный как для крутых подъёмов, так и для стремительных даунхиллов. Nuvinci может использовать задние звёздочки вплоть до 16 зубьев.

Установка планетарной втулки Nuvinci на велосипед.

Самым простым способом установить втулку Nuvinci на велосипед — это купить её вместе с велосипедом или нанять веломеханика. Если ты хотите модифицировать уже имеющийся велосипед планетарной втулкой Nuvinci CVP, то вам придётся решить несколько проблем. В манетках Nuvinci для управление переключающим блоком на втулке используется два троса. Поэтому тебе придётся проложить новые тросы.

Самой трудной частью установки втулки Nuvinci является продевание оси переключателя. Придерживайтесь инструкции по установке и запаситесь терпением.

Так как задний дерайлер вам больше не потребуется, то вам необходимо как-то настроить натяжение цепи. Если вы сохраняете передний дерайлер, то убедитесь что для его нормальной работы хватит длины цепи. Поэтому вам потребуется сохранить натяжитель цепи. Может возникнуть только проблема с установкой натяжителя цепи, так как рубашка переключателя Nuvinci не позволяет установить стандартный дерайлер. Вам придётся самостоятельно выкрутиться из данной ситуации. Fallbrook Technologies (производитель Nuvinci CVP) на заказ производит адаптированный под их систему натяжитель цепи.

Использование Nuvinci CVP с одной ведущей звездой (Schlumpf HSD или Truvativ HammerSchmidt) всё значительно упрощает. Используя переднюю планетарную втулку, вам придётся только обрезать цепь до необходимой длины и установить её на ведущую и заднюю звёздочки, отрегулировав её натяжение с дропаутами или кареткой с эксцентриком. Если всё же вы хотите использовать натяжитель цепи, то самыми лучшими будут натяжители YESS. Они самые тонкие и их можно установить на держатель дерайлера на каретке спереди, произведя всего лишь небольшую их модификацию.

Тестирование Nuvinci.

Велосипед с вариатором Nuvinci CVP

Опыт езды на велосипеде с планетарной втулкой Nuvinci нельзя ни с чем сравнить. У Nuvinci CVP общее передаточное отношение 350% и для переключения с самой верхней передачи на самую нижнюю требуется полный оборот переключателя на 360 градусов. Диапазон движения ручки переключателя действительно широкий, позволяющий вам тонко настроить требуемое передаточное отношение. Для смены с самой верхней передачи на самую нижнюю потребуется не один поворот ручки. Мне потребовалось совершить около трёх поворотов для совершения полного поворота переключателя на 360 градусов. На индикаторе переключателя отображается выбранная вами передача. На низких передачах отображается холм (как будто вы взбираетесь на холм), а на высоких передачах — прямая линия. На прямом типе руля индикатор хорошо доступен для обзора, на большинстве рулей для туристических велосипедов и гоночных велосипедов с вертикальным расположением индикатора привыкнуть к нему поначалу не так то и просто. Но вам и не нужно постоянно смотреть на индикатор. Просто крутите переключатель до тех пор, пока не подберёте оптимальную передачу.

Сначала выберите оптимальный для каденс, а только потом подбирайте под него передачу. Это полностью противоречит настройке передач на классической системе переключения передач, когда сначала требуется переключить передачу, а потом только понять устраивает ли тебя каденс на данной передачей. Постоянное вращение ручки переключателя входит в привычку и во время езды хочется постоянно регулировать передаточное отношение. Ощущение от езды трудно передать словами — это нужно попробовать. Оно напоминает использование регулируемого гидротрансформатора. При переходе с одного передаточного отношения на другое нет никаких щелчков и толчков в трансмиссии, возникающих при перепрыгивании с одной звезды на другую на дерайлере или с одного блока шестерней на другой на планетарной втулке. Всё происходит предельно гладко.

Также как и в случае с большинством планетарных втулок, можно переключаться как во время остановки, так и во время езды, независимо от того вращаете ли вы педали или нет. Ощущение от резкого переключения во время езды немного странное и к нему следует привыкнуть.

Чем сильнее вы давите на педали, тем труднее переключиться. Это особенно заметно при переключении с высокой передачи на низкую. Когда я первый раз с этим столкнулся, то сначала я подумал, что что-то сломалось. Но как только я уменьшил давление на педали — переключатель легко повернулся.

Из негативных отзывов об планетарной втулке Nuvinci CVP можно встретить только её вес. В сравнении с обычным колесом с дерайлером и кассетой она прибавляет велосипеду 3,18 - 4,08 кг веса (2,45 кг весит новая версия). Так как весь вес сосредоточен на заднем колесе, то он особенно ощущается при разгоне. Но во время езды огромный вес не так заметен. Если вы требовательны к весу велосипеда или вам требуется велосипед для соревнований, то втулка Nuvinci вам не подойдёт. Но если вам нужен отличный велосипед для поездок на работу, то благодаря передаточному отношению 350% и лёгкому переключению передач эта втулка будет отличным выбором.

Многих очень часто интересует эффективность Nuvinci. Производитель не указал КПД Nuvinci, но по их заявлениям «общая эффективность езды на NuVinci CVP лучше, чем у планетарных втулок, и в некоторых условиях может превышать эффективность дерайлера». Так как техника езды на велосипедном вариаторе от Nuvinci сильно отличается от велосипедов с обычной трансмиссией, то очень трудно провести непосредственное сравнение Nuvinci с остальными планетарными втулками. Неоспоримым преимуществом втулки Nuvinci является эффективность, достигаемая подбором оптимальной передачи.

Мы протестировали три велосипеда с тремя разными трансмиссиями: один велосипед с Nuvinci CVP, другой с планетарной втулкой Shimano Nexus 8 Premium и третий с дерайлером SRAM X.9. Мы включили на X.9 среднюю передачу. Затем отметили расстояние, которое мы проехали на одном обороте педалей (передаточное отношение в дюймах). Далее методом проб и ошибок подобрали это же передаточное отношение на Nuvinci. Велосипед с втулкой Nexus мы установили на четвёртую передачу. Мы тестировали каждый велосипед только на этой одной передаче. Велосипед с классической системой переключения передач имел минимальное сопротивление и разгонялся легче всего. Велосипед с Nuvinci из-за своего веса разгонялся хуже всех (учитывая, что была включена средняя передача). Принимая во внимание более широкий диапазон втулки Nuvinci (350%) по сравнению с Nexus 8 (300%) и сопоставимый порядок цен, Nuvinci будет хорошим выбором.

Последнее об чём мы ещё не упомянули — это бесшумность втулки. Если у вас когда-то был велосипед с планетарной втулкой, то вы должен быть знакомы со звуком «шестерней». Втулка Nuvinci практически бесшумная. Встроенная трещотка достаточно совершенная, так как при движении накатом она практически не издаёт звуков в отличии от других трещоток, издающих «тик-тик-тик». Мне кажется, что для бесшумности трещотки пришлось пожертвовать эффективностью. Но вряд ли вы сможете заметить это дополнительное снижение КПД.

Замена пробитой покрышки.

Давайте рассмотрим такой вопрос как снятие и установка покрышки при заклеивании прокола камеры на велосипедах с планетарной втулкой или вариатором. По моему эта процедура на планетарной втулке Nuvinci достаточна сложна и я б рекомендовал купить планетарную втулку Nuvinci N360 сразу с покрышками Schwalbe Marathon Plus или хотя бы использовать антипрокольную ленту. Перед снятием колеса сначала придётся снять рубашку переключателя на втулке.

Выводы.

В целом я рад появлению на рынке такой инновационной втулки, как Nuvinci. Это был обзор первой серии планетарной втулки Nuvinci. Недавно вышла ещё более совершенная лёгкая версия их велосипедного вариатора. Я уверен, что производитель будет постоянно совершенствовать своё детище. Я в восторге от возможности бесконечно точно настраивать передаточное отношение, которая помогает всегда оставаться на одном и том же каденсе. Этой втулке не помешал бы механизм переключения, помогавший бы быстро понизить передачу. Но это не настолько критично. Я думаю, что новая втулка Nuvinci со значительно сниженным весом со временем сможет занять достаточно большую долю рынка городских велосипедов.