Это инструкция по сборке лигерада (лежачего велосипеда) своими руками.
У этого самодельного лигерада множество интересных уникальных особенностей:
- подседельное дистанционное управление;
- промежуточный привод с эллиптической передней ведущей звездой;
- сборка из стандартных компонентов, что облегчает модернизацию и ремонт велосипеда.
Когда велосипед собирался, то к сожалению не было сделано ни одной фотографии. Но для улучшения восприятия информации всё же были добавлены фотографии, полученные после разборки велосипеда.
Шаг 1: Материалы, необходимые для создания лежачего велосипеда своими руками.
Для сборки лежачего велосипеда своими руками нам потребуется только два велосипеда донора, которые должны удовлетворять ряду специфических требований.
Первый велосипед — горный велосипед с колёсами 26 дюймов.
С него необходимы следующие компоненты:
- задняя часть (задний треугольник, каретка, шатуны, переключатели передач и т. д.);
- руль, вынос, рулевой стакан, труба вилки;
- дискретная система переключения передач.
Второй велосипед — горный велосипед с колёсами 20 дюймов.
С него необходимы следующие компоненты:
- передняя часть (вынос руля, рулевой стакан, вилка, колесо);
- каретка, шатуны.
Идеально, если бы оба велосипеда имели тройную ведущую звезду, не составляющую одно целое с шатунами.
Дополнительные компоненты:
- стальная прямоугольная труба длиной 2,8 м, сечением 50 мм x 25 мм и толщиной 1,2 мм;
- фанера для сиденья;
- поролон для сиденья;
- кусок стальной пластины толщиной 3 мм;
- стержень с резьбой длиной 1 метр и шириной 10 мм;
- наконечники для стержня размерами 2 мм х 10 мм;
- пластиковые трубы (внутренний диаметр 10 мм).
Необходимые инструменты:
- сварочный аппарат (успешно использовался дуговой сварочный аппарат на 130 А);
- обычные инструменты для велосипеда.
Шаг 2: Сборка рама для лигерада.
Я проектировал раму под себя, но с возможностью перемещения сиденья, чтобы можно было отрегулировать длину рамы. При сборке рамы в качестве отправной точки можете воспользоваться моими размерами, которые подбирались под длину ноги чуть более 80 см. Я оставил на раме немного запасного пространства, чтобы можно было отодвигать сиденье назад на 10 см.
Приступим к сборке лигерада. Сначала с большего велосипеда возьмём задний треугольник, подседельную трубу и каретку. Приварите 1,3 метра стальной прямоугольной трубы размерами 50 мм х 25 мм под к подседельной трубе под правильным углом на 175 мм выше каретки. Это будет верхней трубой самодельного лежачего велосипеда.
Затем вырежьте каретку с меньшей рамы — она станет передней кареткой на новой раме. Чтобы создать новую нижнюю трубу, приварите каретку к стальной прямоугольной трубе 50 мм х 25 мм длиной один метр.
Из большей рамы вырежьте рулевой стакан и сточите вырезанные секции, чтобы осталась только труба. Удалите обойму подшипника и укоротите трубу примерно до 75 мм. Просверлите и отшлифуйте достаточно большое отверстие, чтобы рулевой стакан подошёл к новой нижней трубе. Это отверстие должно находиться примерно на 650 мм позади каретки. Приварите рулевой стакан к нижней трубе и затем снова вставьте обойму подшипника.
Чтобы соединить верхнюю и нижнюю трубу, сначала вырежьте гнездо шириной 25 мм по центру передней каретки. Верхняя труба должна войти в это гнездо, а нижняя труба приваривается к остальной раме (это хорошо видно на фотографиях). Чтобы просвет каретки мог функционировать, нужно отшлифовать верхнюю трубу, которая выглядывает внутрь из каретки.
Далее изготовим заднюю опору для сиденья. Это отрезок прямоугольной трубы, которая приваривается к верхней трубе как раз перед подседельной трубой и к верхним перьям заднего треугольника. Установите колесо, чтобы убедиться, что новая задняя опора хорошо согласуется с ним. Мне повезло, так как я выбрал раму, где верхние перья соединялись с одиночной трубой перед переходом в подседельную трубу, что значительно облегчило решение проблемы.
Чтобы полностью завершить сборку рамы, добавим новый рулевой стакан. Отрежьте рулевой стакан с меньшей рамы и приварите его к верхней трубе. Привариваем её под таким углом, чтобы она стала параллельной к другому рулевому стакану.
Чтобы закрыть отверстие в подседельной трубе, я воспользовался резиновой заглушкой от ножки стола.
Шаг 3: Трансмиссия.
Одной из интересных особенностей данного велосипеда является промежуточный привод. Он имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной конструкцией трансмиссии лежачего велосипеда.
Во-первых, вокруг шатунов имеется свободная область и отсутствует передний переключатель скоростей. Во-вторых, меньше провисает цепь. Перед тем, как спроектировать этот самодельный лежачий велосипед, я просмотрел множество других моделей, у которых была проблема регулярного спадания цепи.
Конструкция достаточно продвинутая. Чтобы создать промежуточный привод, отрежьте шатун от тройной ведущей звезды и гладко отполируйте. Снимите внутреннюю ведущую звезду и установите несколько шайб, чтобы отодвинуть её достаточно далеко от средней ведущей звезды, чтобы передняя цепь не мешала задней цепи.
На передний шатун установите только маленькую ведущую звезду. Используйте такие же шайбы, как и в случае с промежуточным приводом, но скорей всего в этом не будет необходимости. Спереди я использовал эллиптическую ведущую звезду. У меня ушло много времени на трансмиссию, но в итоге я добился её стабильной работы.
И в завершении нужно натянуть переднюю цепь, чтобы убрать провисание. Для этого мне понадобился самодельный холостой ролик из куска стали и звёздочка с заднего переключателя скоростей. Настройте передний переключатель скоростей так, чтобы он не мог переключаться на самую маленькую ведущую звезду.
Шаг 4: Рулевое управление.
Второй интересной особенностью этого самодельного лигерада является управление. При проектировании велосипеда я решил сделать руль ниже сиденья, так как по моему мнению это удобней. На велосипеде с длинной колёсной базой это требует удалённого рулевого управления.
Передняя часть рулевого рычага очень простая. Отрежьте конец одного из выносов и приварите кусок стали для плеча рычага. Установите вынос на трубу передней вилки и затяните заглушку как обычно.
Задняя часть рулевого рычага немного сложней. Сначала отрежьте трубу от второй передней вилки. Далее необходимо создать новое крепление для обоймы подшипника, чтобы после вставки трубы в рулевой стакан сверху оставалось около 30 мм резьбы. Укоротите второй вынос, чтобы его можно было вставить в рулевой стакан. Постарайтесь сделать его как можно длиннее.
Вставьте вынос в рулевой стакан. Затем вставьте трубу вилки и отметьте до куда она поднимается на выносе. Верх выноса должен находиться как раз ниже конца верхней трубы, но чтобы руль не оказался слишком низко. Удалите всё лишнее и приварите кусок стали чуть выше отмеченной линии, чтобы образовалось плечо рычага. Соберите тем же способом.
И в завершении необходимо изготовить рулевую тягу из стрежня с резьбой 10 мм и наконечниками с каждой стороны. После того, как вы определитесь с необходимой длиной, покройте стержень пластиковой трубой, чтобы получилась гладкая поверхность. Рулевая тяга должна находиться между левым шатуном и рамой, как раз над кареткой.
Шаг 5: Сиденье из фанеры для лигерада.
Сиденье изготавливается из фанеры и покрывается поролоном высокой плотности. Основа сиденья крепится с каждой стороны верхней трубы таким образом, чтобы руль оставался на той же высоте по отношению к велосипедисту.
Установите сиденье на велосипед и переместите его вперёд или назад, чтобы добиться необходимой длины. После этого я изготовил крепление, чтобы прикрепить заднюю часть сиденья к верхним перьям заднего треугольника.
Просверлите отверстия в верхней трубе и верхних перьях заднего треугольника. Закрепите сиденье с помощью болтов.
Шаг 6: Подведение итогов сборки лежачего велосипеда своими руками.
Я собрал лежачий велосипед своими руками и уже успел проехать на нём около пяти тысяч километров во время поездок на работу.
На этом велосипеде легко ехать, им легко управлять — чтобы задать направление движение, нужно просто легонько надавить на руль. Самодельный лигерад оказался удивительно динамичным, несмотря на длинную колёсную базу. А высоко расположенное сиденье предоставляет хороший обзор по сторонам и высокую заметность в потоке машин.