Планетарные втулки Sram и Sachs

История.

Ранее планетарные втулки производили только две компании: Sturmey-Archer и немецкая компания Fichtel & Sachs, часто называемая только «Sachs». В 1997 году Fichtel & Sachs приобрела американская компания SRAM и вся современная продукция теперь продаётся под торговой маркой SRAM.

В середине XX-го века Sachs специализировалась на выпуске продукции для практичных велосипедистов — двухскоростных втулках, переключающиеся вращением педалей назад, трёхскоростных втулках и ножных тормозах, тогда как Sturmey-Archer предлагала широкую линию продуктов, включающие многочисленные втулки узкого диапазона, предназначенные для использования велотуристами и гонщиками.

Начиная с 1980-х годов Sachs расширила свой модельный ряд планетарных втулок: представила 5-скоростные, 7-скоростные модели и системы с гибридной передачей, среди которых первой была Orbit, двухскоростная втулка с собственными задними звёздочками, затем — трёхскоростные втулки DualDrive 3 x 7, 3 x 8 и 3 x 9, использующие кассеты Shimano. Втулки DualDrive целесообразно устанавливать на велосипедах с маленькими колёсами, так как из-за высокого передаточного отношения верхней передачи отпадает необходимость в ведущей звезде большого размера. В 1995 году Sachs представила очень большую и тяжёлую 12-скоростную втулку Elan, не имевшую успеха на рынке. В 2007 году SRAM представила 9-скоростную втулку i-Motion.

Сильные и слабые места конструкции втулки Sram.

Планетарные втулки SRAM отличаются высоким качеством обработки своих внутренних частей. Поверхности зубьев шестерней и обоймы подшипников гладкие. У 3-скоростной SRAM самый высокий КПД из всех 3-скоростных втулок, что вероятно было достигнуто как раз из-за высокого качества обработки.

Также как и у классических втулок Sturmey-Archer, конструкция планетарных втулок Sachs / SRAM достаточно прочная. Механический дизайн относительно простой и консервативный: даже в 7- и 9-скоростных втулках используется только простая одноступенчатая планетарная передача. Более старые втулки переключаются с помощью тяговой цепи. У современных втулок есть одно слабое место — уязвимый пластиковый переключающий механизм, расположенный на оси втулки с правой стороны. Для переключателя продаётся защита и её необходимо обязательно устанавливать. В новой 9-скоростной втулки SRAM отказался от этого механизма в пользу вращающегося переключающего механизма, расположенного кнутри от правого дропаута.

Также у втулок SRAM могут быть проблемы с манетками. В старых 3-скоростных втулках Sachs и 3 x 7 используется триггерный переключатель, также как и в Sturmey-Archer, который можно установить на любой руль. С этими втулками будет работать триггерный переключатель Sturmey-Archer. Триггерный переключатель Sachs не будет работать со втулками Sturmey-Archer, которым требуется более сильное натяжение тросика для переключения между верхней и средней передачей. Старый передний дискретный переключатель Shimano STI также будет работает с втулками Sachs. На моём велосипеде Friday установлен комплект переключателей Shimano RSX STI 3 x 7, с которыми втулка переключается безошибочно. Более новые втулки SRAM используют кликбокс и доступны только с двойными манетками, устанавливаемые на прямые рули. SRAM допустило, что ориентированные на производительность велосипедисты не проявят интереса к планетарным втулкам и оказались правы. Существуют различные приёмы, благодаря которым манетки SRAM можно установить на бараньи рога, — например, установить рожки на вынос.

В 5-ти и 7-скорстных моделях с кликбоксами используется один трос, один соосный стержень, и двойной коленчатый рычаг, установленный внутри кликбокса. Я хочу модифицировать 7-скоростную втулку, чтобы она использовала тяговую цепь с левой стороны и коленчатый рычаг с правой.

3 x 8, 3 x 9 и Spectro T3 допускается использовать только с оригинальными манетками. В этих втулках используется стержень, допускающий возможность конверсии на тяговую цепь. Кассеты Shimano, устанавливаемые на втулки DualDrive, работают с широким диапазоном дерайлеров и манеток.

За исключением втулок Dual Drive, имеющих относительно лёгкие алюминиевые оболочки, SRAM уделяет относительно мало внимания уменьшению веса большинства своих планетарных втулок — многие модели доступны только с тяжелыми стальными оболочками. Например, все три версии Spectro S7 (без тормозов, с ножным тормозом и с барабанным тормозом) весят приблизительно одинаково. Можно предположить, что самая тяжёлая версия с барабанным тормозом, но только она одна идёт с оболочкой из алюминиевого сплава. У других 7-скоростных втулок стальные оболочки очень толстые и тяжёлые.

9-скоростную i-Motion из-за её размера и веса часто называют «пушечным ядром»! Версия с карбоновой оболочкой находит своих покупателей, но вес внутренних механизмов всё ещё пока солидный.

Смазка планетарный втулок Sram.

У многих втулок Sachs / SRAM имеется ножной тормоз. Такие втулки можно смазывать только специальной смазкой. При чём требуется два вида смазки — один тип смазки для планетарного механизма (не даёт собачкам слипаться) и второй тип смазки для тормоза (хорошо отводит тепло).

Современные планетарные втулки Sachs и SRAM без встроенного тормоза также используют специальную смазку и у них отсутствует наконечник под масло. За исключением i-Motion 9 их можно перевести на масло. Для этого просто нужно удалить компоненты переключающей системы и впрыснуть масло в полый конец оси. Версию i-Motion 9 с дисковым тормозом можно смазывать через одно из отверстий с левой стороны, предназначенное для болта дискового тормоза. Предпочтительней использовать масло, а не смазку, так как при этом уменьшается сопротивления качение и облегчается замена смазки (не нужно разбирать втулку). На втулках с барабанным тормозом старайтесь не перелить масла, чтобы оно затекло через подшипник в барабанный тормоз. Можем порекомендовать хорошее масло Phil Wood Tenacious. Масло необходимо пополнять приблизительно каждые 1500 км или хотя бы каждые несколько лет. Слишком много масла может вытекать из втулки и загрязнять её. Несвежее масло Phil из-за загрязнения может привести к слипанию собачек. Вязкость масла Phil Wood, уменьшающая вероятность его протекания, но также повышает вероятность слипания собачек.

Смотрите также общие рекомендации по смазке планетарных втулок.

Хорошие втулки Sachs / SRAM.

Планетарная втулка SRAM Spectro S7

Планетарная втулка SRAM Spectro S7.

Мои любимые модели втулок Sachs и SRAM сняты с производства: 3 x 7 DualDrive снята с производства в 2000 году, а 7-скоростная S7 с барабанным тормозом снята с производства в 2010 году.

Я предпочитаю 3 x 7, а не более современные модели DualDrive, из-за её совместимости с манетками для руля бараньи рога и переключения с помощью тяговой цепи, а не с помощью уязвимого кликбокса. Я установил 3 x 7 на свой велосипед Friday с кассетой 13-15-17-19-21-24-28, для установки которой необходимо придать вогнутую форму самой внутренней звёздочке. На 3 x 7, в отличии от более поздних моделей DualDrive, установить звёздочку на 11 зубов можно только после модификации корпуса кассеты или установки прокладки. Купить втулку Sram Dual Drive на ebay или amazon можно приблизительно за 300 долларов.

У 7-скоростной планетарной втулки S7 очень равномерно распределённое соотношение передач, которые можно настроить на общий передаточный диапазон от 27 до 82 дюймов. Благодаря алюминиевой оболочке версия с барабанным тормозом имеет приемлемый вес.

Доступность компонентов.

У SRAM плохая сеть дистрибьюторов. Часто приходится заказывать компоненты SRAM через самые разные фирмы. Кроме того цена отдельного компонента может приближаться к цене всей втулки.

В лучшем случае вам удастся найти нерабочую втулку и снять с неё необходимые компоненты. В Европе втулки Sachs / SRAM широко распространены и запчасти (новые и б/у) доступны более широко.

Резьба оси планетарных втулок SRAM схожа с резьбой классических втулок Sturmey-Archer и поэтому их гайки взаимозаменяемы. Эта совместимость может пригодиться, когда потребуется заменить конусообразную гайку, через которую работает тяговая цепь.

Никогда не выбрасывайте старые втулки, так как их запчасти в будущем пригодятся вам или кому-то ещё.

На сайте SRAM вы сможете найти технические руководства по установке и настройке современных и снятых с производства втулок. Руководства каждого года практически не отличаются между собой, за исключением представления описания новых моделей и удаления описания снятых с производства. Планетарные втулки Elan / E12 и 3 x 7 описаны только в самом первом руководстве SRAM (1999 года).

Справочник Сатерленда по планетарным втулкам с ножным тормозом имеет самую полную информацию по планетарным втулкам, включая таблицу неисправностей и сравнительный список компонентов на двухскоростные Sachs и 3-скоростные 415, 515, H3102 и H3111. Третье издание Справочника Сатерленда для веломехаников (1981 год выпуска) и четвёртое издание (1985 год выпуска) охватывает большинство втулок Sachs / SRAM.

Также читайте обзор автоматической планетарной втулки SRAM Automatix.