Международный велосипедный цикл.
Велосипедная индустрия не стала исключением и подвержена цикличному феномену, происходящему с импортными велосипедами и велосипедными компонентами. Впервые этот цикл можно было наблюдать на примере послевоенной Японии. Как этот цикл работает:
- Этап 1: Слаборазвитая страна X использует дешёвый труд для производства дешёвых бюджетных продуктов. Имеют репутацию производителя дешёвых плохих копий.
- Этап 2: Развивающаяся страна X решает перейти на выпуск более качественной и дорогой продукции. Улучшается контроль качества и дизайн. Часто в этом помогают партнёры из более развитых стран.
- Этап 3: Обращается внимание на улучшение качества продуктов из страны X. Репутация продукции из страны X растёт.
- Этап 4: В стране X повышается заработная плата и растёт стоимость национальной валюты, что разрушает конкурентные преимущества по цене товара.
- Этап 5: Из-за увеличения качества и ценовой политики продукция из страны X становится неконкурентоспособной по сравнению с продукцией из другой развивающейся страны Y с более низкой заработной платой. Страна X устанавливает партнёрство c другой развивающейся страной Y, строит в ней фабрики и учит улучшать качество продукции.
- Этап 6: Страна X больше не может производить велосипедные компоненты по конкурентоспособным ценам, всё больше и больше производства ориентированной на экспорт продукции перемещается в другую развивающуюся страну Y. Для домашнего рынка выпускается немного высококачественной продукции.
Далее уже другая развивающаяся страна Y добирается до второго этапа и в течении года проходит остальные этапы.
Прототипом для этой последовательности послужила Япония. Этап 2 достигнут в конце 1970-х, этап 3 — в начале 1980-х, этап 4 — в середине 1980-х, этап 5 — в конце 1980-х и этап 6 в начале 1990-х. Сейчас японские велосипеды не экспортируются в значительном количестве, хотя высококачественные дорогостоящие японские компоненты всё ещё частично доступны.
Следующей страной в этой последовательности был Тайвань, который достиг третьего этапа в середине 1990-х и сейчас находится на пятом этапе. Следующим за Тайванем является материковый Китай, на данный момент находящийся на третьем этапе. Сингапур также включился в гонку, но пока он только занимается производством велосипедных компонентов, а не целых велосипедов. Сингапур не имел своих важных производств велосипедных компонентов, но на его территории разместили обширные производства японские компании, особенно Shimano.
Большинство стран с велосипедной промышленностью, включая Индию и Южную Корею, всё ещё застряли на первом этапе. Когда Индия переместится на следующий этап, то её вероятно можно будет считать очень важным игроком на рынке велосипедов.
Большинство стран западной Европы достигло шестого этапа 6 в конце 70-х, когда Япония только переходила к третьему этапу.
3-скоростные планетарные втулки.
Планетарная втулка была изобретена в Англии в начале XX-го века. Втулка Sturmey-Archer AW 1936 года стала стандартом в велосипедной индустрии на следующие 60 лет или даже больше.
3-скоростная планетарная втулка Shimano «333» и её современные аналоги.
Старая 3-скоростная планетарная втулка Shimano.
Когда Япония находилась на первом этапе, компания Shimano в 1957 году представила 3-скоростную втулку «333». Она имела во многих отношениях инновационный дизайн и старалась не нарушать патенты Sturmey-Archer, но с ней возникло много проблем.
Конструкция втулки Shimano 333 была намного сложнее за Sturmey-Archer AW. Диаметр втулки был меньше, что привело к увеличению нагрузок на внутренние механизмы. Японская металлургия того времени во многом уступала английской. Поэтому механизмы были менее надёжны. Но это компенсировалось тем, что японские велосипедисты в среднем были легче за велосипедистов в остальном мире.
Сочетание конструкции и сплавов втулки Shimano 333 удовлетворяло потребностям японского рынка, на в США втулка приобрела репутацию ненадёжной.
По сравнению с Sturmey-Archers у втулки 333 был совершенно другой характер отказов. Если втулка Sturmey-Archer AW начинает работать нестабильно (изредка), то это обычно происходит из-за нехватки смазки, когда одна или две передачи начинали работать нестабильно. Если внутри втулки возникает физическое повреждение, то оно обычно принимает форму угловых закруглений сопряжённых компонентов, что приводит к усложнению настройки переключения. Втулку Sturmey-Archer практически всегда можно отремонтировать без замены каких-либо компонентов.
Если ломается старая 3-скоростная втулка Shimano, то чаще всего разрушается одна из собачек. Но втулка по прежнему работоспособна и работает до тех пор, пока фрагменты разрушенных собачек не повредят шестерни или другие компоненты, что делает втулку неремонтопригодной.
Когда я поднимался на крутой подъём на своём 3-скоростном велосипеде Columbia, то услышал как внутри втулки что-то затрещало. Эту втулку я купил всего пять месяцев назад. Я ощутил неравномерное сопротивление при педалировании. Мне пришлось заспицевать втулку Sturmey-Archer AW, которую я нашёл на мусорной куче. Втулка AW никогда не доставляла мне никаких проблем.
Со временем с целью увеличения прочности Shimano внесла множество исправлений в конструкцию планетарной втулки 333 и её наследников. Более новые модели типов F, FA, G и кассетного типа, имевшие вместо нарезной правой чаши впрессованную чашу. Выпускались модели с ножным тормозом — 3SC TC-100, 3SC TC 200, кассетная модель 3CC. Кассетная конструкция упрощает замену всего внутреннего механизма.
Лучшая информация по этим втулкам, включая список компонентов, находится в руководстве Сатерленда по ножным тормозам и планетарным втулкам. В любом случае запчасти для этих втулок уже не доступны. Даже если вы найдёте старую втулку для разборки на запчасти, то вряд ли эта модель совпадёт с вашей старой втулкой. Но всё же современный механизм кассетного типа можно установить в старые оболочки.
В любом случае избегайте любых 3-скоростных втулок Shimano — покупайте только втулки Shimano Nexus. В любом случае старые 3-скоростные планетарные втулки Shimano устанавливались исключительно на дешёвые велосипеды.
Низкое качество старых трёхскоростных планетарных втулок Shimano не нужно автоматически переносить на все остальные компоненты и планетарные втулки Shimano. В конце 1970-х Shimano начало выпускать очень хорошую продукцию и с того времени они стали ведущим мировым производителем велосипедных компонентов.
Как и любые другие планетарные втулки, втулки Shimano при погружении в воду можно привести в негодность. Поломку втулки в этом случае следует рассматривать как закономерность.