В этой статье собрана общая информация по планетарным втулкам Shimano. Информация про конкретные модели доступна в следующих статьях:
Общие рекомендации.
У планетарных втулок Shimano ширина по контргайкам находится в диапазоне от 127 до 135 мм. С помощью дополнительных прокладок можно увеличить эту ширину до 135 мм. Если отказаться от установки роллерного тормоза и использовать тонкие прокладочные шайбы, то можно уменьшить ширину втулки по контргайкам до 126 мм. Крепление типа центральный замок предназначено для установки роллерного тормоза Shimano. Доступны неоригинальные адаптеры для установки дисковых тормозов.
Оригинальные манетки Shimano можно установить только на прямые рули. Если у вас руль бараньи рога, то можете купить неоригинальные манетки.
Самой уязвимой деталью 7-скоростных и 8-скоростных планетарных втулок Shimano является большое внешнее кольцо подшипника с правой стороны. Shimano работает над улучшением пыльников, но всё же обойма подшипника до сих пор не защищена от попадания воды. Если её разъест коррозия, то придётся менять оболочку втулки, что повлечёт за собой замену всего колеса. Эта ситуация напоминает следующую историю: «из-за отсутствующего гвоздя потерялась подкова; из-за отсутствующей подковы погибла лошадь; из-за отсутствия лошади потерялся всадник; из-за потерявшегося всадника пропала связь; из-за отсутствия связи была проиграна битва, из-за проигранной битвы проиграна война».
У некоторых 8-скоростных втулок кольцо подшипника с правой стороны указано в качестве заменяемого компонента.
Курьеры на лошадях остались в 1700-х годах — сейчас эпоха цифровых технологий, но велосипедистам всё ещё предстоит сражаться с дождливой погодой. Настоятельно рекомендуем вместо специальной смазки использовать масло, которое поможет вам лучше защитить внутренние механизмы планетарной втулки. Втулки с ножным тормозом нельзя смазывать маслом — они смазываются особой высокотемпературной смазкой.
Задние звёздочки планетарных втулок Shimano.
В планетарных втулках Shimano Nexus используются такие же 3-пазовые задние звёздочки, как и в планетарных втулках SRAM / Sachs и Sturmey-Archer. Задние звёздочки доступны с 13 - 24 зубьями. Заменив заднюю звёздочку, можно одновременно поднять или понизить передаточные отношения всех передач.
Задняя звёздочка удерживается на месте пружинным стопорным кольцом, которое можно снять с помощью тонкой отвёртки. Большинство задних звёздочек для планетарных втулок имеют «чашеобразные» форму, которая помогает настроить линию цепи, просто выбрав правильную сторону звёздочки. Установить на место пружинное стопорное кольцо легче всего с помощью отвёртки.
После переустановки задней звёздочки необходимо молотком легонько простукать пружинное стопорное кольцо по окружности. Это особенно важно на втулках с ножным тормозов, так как работоспособность тормоза зависит от задней звёздочки.
Тормоза.
Планетарные втулки Nexus могут включать тормозные системы, защищённые от влияния неблагоприятных внешних факторов среды:
- Ножной (педальный) тормоз;
- Ручной роллерный тормоз.
Обе тормозные системы отлично работают как в дождь и снег, и солнечным весенним днём.
Для установки роллерного тормоза используется оригинальное крепление, но доступны неоригинальные адаптеры, которые позволяют установить стандартный дисковый тормозной ротор на шесть болтов.
Также доступны передние роллерные тормоза Nexus, но он слишком тяжёлые и старые модели склонны к перегревам. Как и у любого втулочного тормоза, у роллерного тормоза существует проблема с нагрузкой на переднюю вилку. Если всё же вы собираетесь купить передний роллерный тормоз, то выбирайте только современные модели.
Настройка 4-, 7- 8- и 11-скоростных планетарных втулок Nexus.
Поворотные переключатели у 7, 8 и 11-скоростных втулок разные, но настройка похожая.
Регулировка втулки производится при переключателе, установленном на четвёртую передачу для 7- и 8-скоростных втулок и на шестую передачу для 11-скоростной втулки. С правой стороны втулки, как раз кнаружи от задней звёздочки, находится поворотный «муфтовый блок», вращающий трос при смене передач. Далее за ним расположен неподвижный «муфтовый держатель». И на блок, и на держатель нанесены индексные метки. Велосипедная планетарная втулка шимано считается правильно настроенной, если метки блока и держателя выстроены в одну линию при переключателе находящемся на 4-ой передаче (шестой передаче для 11-скоростной втулки).
На втулку нанесено два ряда меток: сверху и снизу. Это позволяет видеть метки, когда велосипед стоит правильно и когда перевёрнут вверх ногами.
Процедура настройки одинакова для всех 4-, 7- и 8-скоростных втулок Shimano Nexus. Но на восьмискоростной втулке необходимо выстраивать в ряд не красные, а жёлтые метки.
Смазка втулок Shimano.
Планетарные втулки Nexus и Alfine смазываются специальной смазкой, за исключением 11-скоростной Alfine, которая смазывается маслом. При неправильном «профилактическом обслуживании», например, смазке неправильной смазкой, могут возникнуть неполадки планетарного механизма. Это особенно часто происходит, если выбирается неправильная смазка для втулки с ножным тормозом, которой требуется особая смазка, хорошая отводящая тепло от тормоза.
Смазка Shimano Nexus.
Перед смазкой втулку необходимо разобрать, почистить сольвентом, высушить.
Смазка постоянно загрязняется металлическими частицами, образующимися вследствие износа. Поэтому втулка требует периодической чистки и пополнения запасов специальной смазки, не позволяющей кулачкам слипаться. Во влажном климате втулки часто выходят из строя из-за попадания воды. Перевод втулки на масляную смазку помогает устранить эту проблему. Кроме того масляная смазка имеет преимущество, заключающееся в смазке планетарной втулки без необходимости разборки втулки.
Из-за модульной конструкции втулок Nexus и Alfine их разобрать не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Если раскрутить втулку с левой стороны, то с правой стороны можно целиком вытянуть весь механизм.
Так как вместо переключающего стержня, расположенного в полой оси, здесь установлен поворотный переключатель, то в эти втулки нельзя добавлять масло через конец оси. Для пополнения запасов масла придётся открутить левый конический подшипник или установить специальный масляный колпачок Sturmey-Archer, через который в будущем можно будет заливать масло.
Роллерный тормоз Shimano смазывается вообще без разборки через маленький резиновый затвор со стороны держателя. При этом необходимо использовать только специальную тормозную смазку Nexus. Для смазки роллерного тормоза вам потребуется всего навсего открыть затвор, вставить в него носик тюбика со смазкой и выдавить её.
Технические характеристики планетарной втулки Shimano 8 SG-8R20.
Технические характеристики планетарной втулки Shimano 8 SG-8R20 | ||
---|---|---|
Характеристика | Inter-8 | |
Передачи | 8 | |
Номер модели | SG-8R20 | |
Бесшумные собачки | — | |
Механизм облегчения переключения передач | — | |
Модулятор переключения | — | |
Тормоз | Inter-M | |
BR-IM41/IM50/IM70R | ||
Ширина втулки по контргайкам | 132 мм | |
Длина оси A | 182 мм | |
Длина оси B | 26 мм | |
Длина оси C | 26 мм | |
Диаметр гаек D | BC3/8TP126 | |
Размер D | BC3/8TP126 | |
Ширина гайки K | 7,2 мм | |
Ширина дропаута P | 4 - 7,5 мм | |
Значение Q | 4 - 7,5 мм | |
Стопорная шайба | 6,4 мм | |
Значение M | 6,4 мм | |
Линия цепи | — | — |
— | — | |
16 - 23 зуба CL1/CL2 | ||
Значение E | 2,7 мм | |
Переключатель | SB-8S20/ST-8S20 | |
Соединительный блок | CJ-8S20/CJ-8S40 | |
Передаточное отношение | Общее | 307% |
1 | 0,527 | |
2 | 0,644 | |
3 | 0,748 | |
4 | 0,851 | |
5 | 1 | |
6 | 1,223 | |
7 | 1,419 | |
8 | 1,615 | |
Материал оболочки | Алюминий | |
Отделка | Окрашена | |
Вес | 1750 г | |
Отверстий под спицы | 36 | |
Размер спиц | #13 / #14 | |
Расстояние между фланцами F | 58,3 мм | |
Расстояние между двумя противоположными отверстиями под спицы G | 92,6 мм | |
Диаметр фланцев H | 3,2 мм | |
Ширина фланца J | 3,2 мм | |
Ширина фланца J" | ||
Количество зубьев задних звёздочек | 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | |
Толщина задней звёздочки | 2,3 мм | |
Используемый размер цепи | 1/2" x 1/8" или 1/2" x 3/32" | |
Рекомендованная цепь | CN-NX10 |