Обзор планетарной втулки Rohloff Speedhub

Устройство планетарной втулки Rohloff Speedhub

Представляем обзор 14-скоростной планетарной втулки Rohloff Speedhub производства Германия от велогонщика Энди Бланка.

Прошло более десятилетия с тех пор, как Rohloff впервые представил свою революционную планетарную втулку.

Эта втулка меня заинтересовала очень давно, но мне не хотелось покупать настолько дорогую планетарную втулку, которую в случае поломки будет очень тяжело самостоятельно отремонтировать втулку или найти квалифицированного механика.

После того, как несколько моих знакомых самостоятельно собрали велосипеды на Speedhub и были очень рады приобретению, я решился купить планетарную втулку Rohloff. Всё же за годы выпуска своей втулки компания Rohloff могла найти и устранить все имеющиеся проблемы.

Я спросил у менеджера по продукции, Карстена Гека, какие у них возникали проблемы с планетарной втулкой Rohloff.

«Это не шутка, но я ни разу не видел ни одной поломки втулки Rohloff. А про срок службы не имею понятия, так как все втулки, которые я знаю, до сих пор в строю, хотя многие откатали на них по 70000 километров», — ответил Карстен Гек. Это самая надежная планетарная втулка.

Я заказал себе самостоятельно спроектированную раму. Втулка комплектуется эксцентриком BB, также обеспечивающим регулировку натяжения цепи при использовании вертикальных дропаутов с раструбом (самые надёжные и оптимальные дропауты для туристических велосипедов).

Далее я спросил Карстена Гека о следующей особенности их планетарной втулки — уникальной способности Rohloff из всех планетарных втулок поддерживать низкую передачу. Менеджер мне сообщил, что максимальный вращающий момент, точно выдерживаемый втулкой, незначительно превышает вырабатываемый двумя спортсменами мирового класса на тандеме, при условии использовании передней звезды на 38 зубьев и задней звёздочки на 16 зубьев. 38/16 является самой низкой передачей, разрешённой на Rohloff Speedhub. Она эквивалента передней звезде на 22 зуба и задней звёздочке на 32 зуба в классической системе переключения передач. Я использую очень низкие передачи и мне нужны даже ещё более низкие! Если у меня появляется возможность попутешествовать по грязным дорогам, высоким горам с багажом, включающим набор для кемпинга и приготовления еды, недельный запас еды, то я никогда не упускаю его. Так как меня нельзя считать спортсменом мирового класса и даже просто очень сильный велосипедистом, то я установил себе передачи несколько ниже максимально рекомендуемых, которые были бы небезопасны для двух спортсменов мирового класса на их тандеме! Карстен согласился с такой модификацией, но сказал, что я это всё сделал на свой собственный страх риск!

Я установил 36 x 17 (на 11,67% меньше нижней передачи, на которую ещё действует гарантия Rohloff), так как я был уверен, что я никогда не создам уровень усилия на педаль, развиваемого одним спортсменом мирового класса, даже с учётом понижения передачи на 11.67%!

На основе Speedhub и Fiona я собрал себе два туристических велосипеда с длинной базой и 3 февраля начал кататься по горным гравийным дорогам, какие я только смог найти в Тасмании. Здесь их множество!

Велосипеды более чем хороши — они просто безупречны. Мне настолько понравилась втулка, что этот велосипед стал моим лёгким спортивным велосипедом. В конце концов я установил на него звёздочки 39 x 16!

Преимущества планетарной втулки Rohloff Speedhub.

Мне нравится компактность Speedhub. Так как втулка изначально проектировалась как всесезонная втулка для горного велосипеда для экстремальных условий северной Европы, то она хорошо герметизирована и для смазки внутренних механизмов Rohloff используется масло (масляная ванна).

Мне нравится, что «передачи индексируются» внутри втулки, и следовательно у манеток, даже несмотря на их стильный вид, простая конструкция. В отличие от манеток для классических систем переключения передач здесь просто нечему ломаться. Система с двухжильным тросиком гарантирует безукоризненную работу возвратных пружин, находящихся в переключателе и втулке. Мне нравится метод переключения передач, когда требуется только покрутить переключатель. Забудьте как страшный сон «повышение передачи на передней звезде и понижение на две задние звёзды».

Мне нравится возможность переключать передачи без необходимости педалирования. Сложно выразить словами насколько это действительно удобно. Нет никакой необходимости ждать, когда же наконец цепь изволит перескочить с одной звезды на другую, как это происходит в классической системе переключения передач.

Более маленькие передняя и задняя звёзды в сравнении с дерайлером, а также отсутствие заднего переключателя значительно уменьшают вероятность испачкать ноги в грязи.

Мне нравится двухсторонняя задняя звёздочка. Износите её с одной стороны, а потом просто переверните на другую сторону. До такого могли додуматься только англичане, скандинавы или немцы.

Мне нравится, что передачи никогда не «прыгают» или пропадают. Если ты привстаёшь с седла, то можешь быть абсолютно уверен в своей трансмиссии! Мне нравится абсолютная тишина педалирования на 8 - 14-ой передачах (после их обкатки).

Недостатки планетарной втулки Rohloff Speedhub.

Было бы слишком наивно полагать, что втулка идеальна во всех отношениях. Всё же у втулки имеется несколько недостатков.

Это позор для Rohloff, что доступны втулки только под обода на 32 спицы. Но даже с 32 спицами благодаря широко расположенным фланцам и отсутствию вогнутости колесо с планетарной втулкой Rohloff крепче за колесо на 48 спиц с 9-скоростной кассетой, у которой из-за наличия кассеты узко расположенные фланцы и вогнутое строение.

Другим печальным фактом является невозможность установить манетки диаметром 22,2 мм на стандартный руль бараньи рога (23,4 мм). Существуют решения этой проблемы, но все они достаточно грубые. Я лично предпочитаю шоссейные рули с рожками для туризма и обычных поездок, но многие не любят этот тип рулей.

Мне не нравится шум на 1 - 7-ой передачах, особенно шум на седьмой передаче, но я могу легко смириться с ним. Но следует учесть, что со временем втулка становится бесшумной и передачи с первой по седьмую используются не так часто!

Мне не нравится, что при переключении с 7-ой на 8-ую и с 8-ой на 7-ую нельзя крутить педали. Если вы проигнорируете это требование, то рискуете перескочить вместо 7-ой или 8-ой на 14-ую (самую высокую передачу)! Мне было интересно почему так происходит и я задал этот вопрос Rohloff. Оказывается это встроенная во втулку специальная мера безопасности! 14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub 500/14 фактически представляет собой семискоростную втулку с серией внутренних редукторов, обеспечивающих вторую серию из семи скоростей. Седьмая передача это самая высокая передача на низком передаточном отношение редуктора, а восьмая передача это самая нижняя передача на высоком. Для переключения между эти двумя передачами одновременно должен переключиться как сам планетарный механизм, так и планетарный редуктор. При переключении с 7-ой передачи на 8-ую втулка переходит с низкого передаточного отношения редуктора на высокое и с самой верхней передачи на самую нижнюю передачу. Если бы инженеры Rohloff попытались реализовать одновременное переключение, то со временем по причине износа редуктор или планетарный механизм будут переключаться неодновременно. Если первой включиться самая нижняя передача планетарного механизма, то вы мгновенно перескочите с седьмой передачи на первую (нижняя передача и низкое передаточное отношение), что приведёт к проскоку педалей, чреватом аварийной ситуацией. По этой причине Rohloff и реализовало двухэтапное переключение. Поэтому сначала изменяется передаточное число планетарного редуктора, а только потом включается нижняя передача. И при переключении с восьмой передачи на седьмую сначала включается верхняя передача, а только потом на нижнее передаточное отношение планетарного редуктора. Недостатком такой конструкции стала невозможность крутить педали при переключение на 7-ой и 8-ой передач. Но это всего лишь небольшая неприятность, не представляющая никакой опасности. Но согласитесь, что даже такое переключение намного проще, чем смена звёздочек на классической системе переключения передач! Необходимо просто помнить про эту особенность.

Втулка Rohloff с цепью на велосипеде

Мне не нравится вес планетарной втулки Rohloff Speedhub! Она весит немного больше за классическую систему переключения передач. Весь её вес сосредоточен на заднем колесе и поэтому велосипед с планетарной втулкой Rohloff Speedhub кажется немного тяжелее, чем на самом деле. Если быть честным по отношению к Rohloff, то когда вы видите втулку в разрезе со всеми её подшипниками, лабиринтными уплотнениями, игольчатыми подшипниками, видите качество механики, вы должны понимать, что втулка сконструирована идеально и было просто невозможно ещё дополнительно уменьшить вес! Это немецкое инженерное искусство в его совершенстве. Но со временем втулка должна ещё усовершенствоваться. Цена велосипедной планетарной втулки Rohloff Speedhub не должна рассматриваться, как негативный момент, так как исходя из качества продукта это действительно выгодная покупка! Ни одна втулка за исключением Shimano Alfine 11 по техническому совершенству не смогла даже близко приблизиться к Rohloff. Ещё учтите сколько вы сэкономите денег на замене манеток, кассет, дерайлеров, цепей, звёздочек и задних втулок, которые пришлось бы купить в течении всего срока службы планетарной втулки Rohloff Speedhub! А сколько неприятностей в виде застрявших цепей, пропущенных передач и грязных рук вы избежите.

Настройка передаточных отношений.

Общее передаточное число планетарной втулки Rohloff Speedhub для 26 дюймового колеса составляет 526%. Разница между передачами приблизительно составляет 13.6% (варьирует в пределах 13,26% и 13,92%).

Передняя звезда x задняя звёздочка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
34 x 17 14.5 16.4 18.7 21.3 24.1 27.5 31.2 35.5 40.2 45.8 52 59 67.2 76.3
36 x 17 15.4 17.4 19.8 22.5 25.5 29.1 33 37.6 42.6 48.5 55.1 62.5 71.1 80.8
38 x 17 16.2 18.4 20.9 23.8 27 30.7 34.9 39.6 45 51.2 58.1 66 75.1 85.3
38 x 16 17.2 19.5 22.2 25.3 28.7 32.6 37.1 42.1 47.8 54.4 61.8 70.1 79.8 90.6
39 x 16 17.7 20 22.8 25.9 29.4 33.5 38 43.2 49.1 55.8 63.4 71.9 81.9 93
40 x 16 18.1 20.5 23.4 26.6 30.2 34.3 39 44.3 50.3 57.3 65 73.8 84 95.4
42 x 16 19 21.6 24.6 27.9 31.7 36.1 41 46.5 52.8 60.1 68.3 77.5 88.2 100.1
44 x 16 19.9 22.6 25.7 29.2 33.1 37.8 42.9 48.8 55.3 63 71.5 81.2 92.4 104.9
46 x 16 20.9 23.6 26.9 30.6 34.7 39.5 44.9 51 57.9 65.9 74.8 84.9 96.6 109.7
48 x 16 21.8 24.6 28.1 31.9 36.2 41.2 46.8 53.2 60.4 68.7 78 88.5 100.8 114.4
50 x 16 22.7 25.7 29.3 33.2 37.7 42.9 48.8 55.4 62.9 71.6 81.3 92.2 105 119.2
A 22 32 44
11 X 75.6 104
13 X 64 88
15 38.1 55.5 76.3
17 33.6 48.9 67.3
20 28.6 41.6 57.2
23 24.9 36.2 49.7
26 22 32 44
30 19.1 27.7 X
34 16.8 24.5 X
B 26 36 48
11 X 85 113.4
12 X 78 104
14 48.3 66.9 89.1
16 42.3 58.5 78
18 37.6 52 69.3
21 32.2 44.6 59.4
24 28.2 39 52
28 24.1 33.4 X
32 21.1 29.3 X
C 30 42 52
11 X 99.3 122.9
12 X 91 112.7
14 55.7 78 96.6
16 48.8 68.3 84.5
18 43.3 60.7 75.1
21 37.1 52 64.4
24 32.5 45.5 56.3
28 27.9 39 X
32 24.4 34.1 X

В трёх таблицах выше показаны передаточные числа обычных систем переключения передач в дюймах (X помечены неиспользуемые передачи из-за плохой линии цепи).

Заметки по таблице передач Rohloff.

Три строки, обозначенные красным цветом, используйте на свой собственный страх и риск.

Гарантия Rohloff не распространяется на втулки, если они использовались со звёздами меньшими за 38 x 16 (2.375:1). Соотношение 38 x 16 разрешено для использования спортсменами мирового класса (разрешено даже для двух спортсменов на тандеме).

При этом диаметр колеса и передаточное отношение не имеют значения. При данном максимально критичном соотношение передней звезды к задней Rohloff заявляет предельное усилие в 150 кг на педали (!!!) при использовании 170 мм шатунов. Если не соблюдать это ограничение, то существует риск сломать втулку на любой передаче.

По моему личному мнению 38 x 16 это идеальная туристическая передача. Некоторые могут посчитать её слишком низкой, но с другой стороны 14-ой передачи при безопасном каденсе в 100 об/мин вам хватит, чтобы за один час проехать 43,377 км на 26 дюймовых колёсах! Если конечно вам позволит физическая форма.

Вы вряд ли сможете выработать усилие спортсмена мирового класса. Особенно если вы уже в возрасте. Так что вы можете понизить диапазон передач на свой собственный страх и риск и спокойно воспользоваться этими «запрещёнными» соотношениями. Как говорится, кто не рискует — тот не пьёт шампанского!

Не существует ограничений Rohloff относительно самой высокой передачи. Доступна двухсторонняя задняя звёздочка Rohloff на 15 зубьев. Также Rohloff производит односторонние задние звёздочки на 13 зубьев, которые в отличии от других звёздочек выступают немного дальше в сторону от втулки.

Как выбрать диапазон передач планетарной втулки Rohloff.

11-ая передача прямая и следовательно должна быть самой эффективной. Следовательно одиннадцатая передача должна быть вашей самой часто используемой передачей.

Седьмая передача самая шумная, переключаться с 7-ой на 8-ую и с 8-ой на 7-ую нужно обязательно без значительной нагрузки на втулку, а в идеале вообще без нагрузки. Передачи с 8-ой по 14-ую также самые эффективные. Вы должны стараться пользоваться в основном только этими передачами. Поэтому тщательно подбирайте их диапазон. Передачи с седьмой по первую сохраните для крутых подъёмов, особенно рассчитайте первую передачу на тот случай, когда вы будете сильно загружены или сильно уставшие.

Сравнение передаточных чисел Rohloff с тремя классическими системами переключения передач.

Сравнение трансмиссии Rohloff Speedhub с классической 27-скоростной 27-скоростная трансмиссия горного велосипеда
Общий передаточный диапазон 519%
Ведущая звезда: 24/32/44
Кассета: 12 - 34 зуба
Для колеса 26" один оборот шатунов — 1,45 - 7,55 м
Rohloff Speedhub 500/14
Общий передаточный диапазон 526%
Ведущая звезда: 40 зубьев
Задняя звёздочка: 16 зубьев
Для колеса 26" один оборот шатунов — 1,44 - 7,56 м

a = типичная современная система для горного велосипеда, передние звёзды 22/32/44 и кассета 11/34, часто рекомендуется для экспедиционных велосипедов (и многих быстрых туристических велосипедов с 26 дюймовыми колёсами). Отличный диапазон 618%, 15 «разных» передач, хотя передачи 64 и 67,3 слишком близкие (5.16%), чтобы их считать за две отдельные. Заметьте как возрастает разница между верхними передачами на дерайлере. Действительно ли потребуется передача 104" передача на экспедиционном велосипеде? Вероятно более близкие передаточные отношения Rohloff, идущие после 55" намного полезней?

11-ая передача позволяет ехать на скорости 22,19 км/час при скромном каденсе 75 об/мин!

Нижняя передача 17.2" может казаться очень низкой, но пригодится для поддержания каденса не менее 48,5 об/мин во время очень крутого подъёма на скорости 4 км/час.

38 x 16 Rohloff 17.2 19.5 22.2 25.3 28.7 32.6 37.1 42.1 47.8 54.4 61.8 70.1 79.8 90.6
a 16.8 19.1 22 24.9 27.7** 32 36.2 41.6 48.9 55.5 64** 67.3 76.3 88 104

b = широко распространённые (но скорее слишком высокие) передаточные числа для быстрого туризма, диапазон 537% немного выше, чем у Rohloff. Здесь 14 «разных» передач, хотя передачи 85 и 89,1 слишком близкие (4.8%). Интервал между 89,1 и 104 достаточно большой и составляет 16,7% (на 22,8% больше за средний интервал 13.6% между передачами у Rohloff).

46 x 16 Rohloff 20.9 23.6 26.9 30.6 34.7 39.5 44.9 51 57.9 65.9 74.8 84.9 96.6 109.7
b 21.1 24.1 28.2 32.2 37.6 44.6* 52 58.5 66.9 78 85 89.1** 104 113.4

c = очень часто используемая комбинация, популярная система 30/42/52 в комбинации с компактной кассетой 12-25 не имеет низкой передачи и рассчитана на велосипедистов в хорошей физической форме! Но если ваша физическая форма и здоровье оставляют желать лучшего, то вам следует задуматься про срок службы коленей при использовании передачи 122,9"! Общий передаточный диапазон достаточно хороший — 504% . Здесь 14 «разных» передач, хотя 48,8 и 52, 91 и 96,6 слишком близкие (6.6% и 6.2%). Интервал между 96,6 и 112,7 достаточно большой (16,7%) Однако эти передачи могут идеально подойти для тандемов. Но при этом они должны быть в хорошей физической форме и не забираться на слишком крутые подъёмы!

50 x 16 Rohloff 22.7 25.7 29.3 33.2 37.7 42.9 48.8 55.4 62.9 71.6 81.3 92.2 105 119.2
c 24.4 27.6 32.5 37.1 43.3 48.8 52** 60.7 68.3 78 91 96.6* 112.7 122.9

* = поднять передачу на одну переднюю звёздочку и понизить на 1 звёздочку кассеты, чтобы выбрать это (более высокое) передаточное отношение.

** = поднять передачу на одну переднюю звёздочку и понизить на 2 звёздочки кассеты, чтобы выбрать это (более высокое) передаточное отношение.