Устройство планетарной втулки Shimano Nexus.
Если у вас когда-то давно был велосипед с 3-скоростной планетарной втулкой, то вы наверное помните:
- как легко переключалась втулка даже во время остановки;
- какой надёжной она была;
- цепь никогда не спадала;
- какой погодоустойчивой была система переключения;
- каким удобным был велосипед.
Но также вы наверное помните:
- узкий диапазон передач и большие интервалы между передачами;
- что вы часто крутили педали вхолостую;
- какими тяжёлыми были старые «стальные» велосипеды;
- как плохо работали тормоза в дождь.
Shimano Nexus — серия современных планетарных втулок!
В серии планетарных втулок Shimano Nexus благодаря современным материалам и технологиям сохранены всё лучшее от старой трёхскоростной втулки и устранены все недочёты.
В семействе компонентов Nexus самыми совершенными являются многоскоростные 7-, 8-скоростные втулки Nexus Inter.
11-скоростная Alfine — новая планетарная втулка с широкими возможностями, использующая малошумные роликовые муфты.
7-скоростная планетарная втулка была первой втулкой с узким диапазоном передач. Она может конкурировать с 10-скоростным дерайлером 1970-х годов. У 8- и 11-скоростных втулок широкий диапазон передач:
Втулка | Диапазон | Передачи | Интервал между передачами |
---|---|---|---|
11-скоростная Alfine | 409% | 11 | Одинаковые интервалы за исключением нижней передачи |
8-скоростная Nexus / Alfine | 307% | 8 | Преимущественно одинаковые |
7-скоростная Nexus | 245% | 7 | Одинаковые интервалы |
10-скоростная 1970-х годов | 247% | 8 реальных | Неодинаковые интервалы |
3-скоростная Nexus | 186% | 3 | Широкие интервалы |
Старая 3-скоростная | 178% | 3 | Широкие интервалы |
8-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus.
Фото планетарной втулки Shimano Nexus 8.
Общий диапазон передач составляет 307%:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22,2% | 16,1% | 13,8% | 17,5% | 22,3% | 16% | 13,8% |
7-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus.
Полный диапазон передач составляет 244%:
1-ая | 17.2% | 2-ая | 13.8% | 3-я | 17.3% | 4-ая | 15.8% | 5-ая | 16.6% | 6-ая | 15.7% | 7-ая |
---|
Для сравнения у старой трёхскоростной втулки диапазон передач составлял 177%:
1-ая | 33% | 2-ая | 33% | 3-я |
---|
Классический десятискоростной дерайлер 1970-х годов имел 8 реальных передач с диапазоном 247%:
42/28 | 16.6% | 42/24 | 20.0% | 42/20 | 3.1% | 52/24 | 14.0% | 42/17 | 5.2% | 52/20 | 17.7% | 52/17 | 21.3% | 52/14 |
---|
Shimano Alfine 11 и 7-скоростные втулки Shimano SG-7C21 с ножным тормозом и SG-7R40 с роллерным (барабанным) тормозом — единственные планетарные втулки без прямой передачи! Даже несмотря на то, что четвёртая передача не является прямой, она самая эффективная. Третья и пятая передачи реализованы двумя блоками шестерёнок и вероятно являются самыми неэффективными передачами.
4-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus (сняты с производства).
Общий диапазон передач составляет 184%:
1 | 2 | 3 | 4 |
24% | 21% | 22,7% |
В данной втулке передачи только повышаются. Первая передача — прямая. Из-за этого 4-скоростная втулка Shimano Nexus хорошо подходит для установки на велосипеды с маленькими колёсами. Из-за того, что втулка снята с производства, могут возникнуть трудности с её ремонтом, потребоваться запчасти с другой втулки. Смотрите также инструкцию по эксплуатации от Shimano.
Другие характеристики планетарных втулок Nexus:
Семискоростная планетарная втулка шимано нексус также включает в себя защищённую тормозную систему, доступную в двух вариантах:
- Ножной (педальный) тормоз,
- Ручной роллерный тормоз в задней втулке.
Тормоз хорошо работает как в дождь и снег, так и в солнечный весенний день.
Также можно купить передний роллерный тормоз, но лучше ограничиться обычным ободным тормозом. Я бы не рекомендовал использовать передний роллерный тормоз Nexus.
Также можно купить планетарную втулку Shimano Nexus с автоматическим переключением, но к сожалению цены на автоматические коплекты кусаются, да и заказать онлайн их пока невозможно.
Установка планетарной втулки на велосипед.
При установке 7-скоростной планетарной втулки на велосипед переключатель должен находится на четвёртой (средней) передаче. На правой стороне втулки, как раз снаружи звёздочки, находится переключающий «муфтовый блок», который при смене передач перемещает трос назад и вперёд. Напротив него расположен неподвижный «муфтовый держатель». На них нанесены красные индексные метки: втулка настроена правильно, если метки расположены в одну линию с переключателем, установленным на четвёртую передачу.
Есть два ряда красных меток: один сверху, другой снизу. Это позволяет увидеть метки и когда велосипед повёрнут правой стороной вверх и наоборот.
Установка планетарной втулки на имеющийся велосипед.
Иногда требуется установить планетарную втулку Nexus на имеющийся велосипед .
В идеале для установки втулки Nexus рама должна иметь горизонтальные дропауты, так как на велосипедах с вертикальными дропаутами нет возможности обеспечить натяжение цепи, разве что для регулировки натяжения цепи установить натяжитель цепи (или задний переключатель скоростей).
Если на велосипеде установлены вертикальные дропауты, то для обеспечения правильного подведения троса придётся купить специальный разработанный для вертикальных дропаутов комплект шайб.
В идеальном случае расстояние между дропаутами на раме должно составлять 130 мм. Рамы на старых велосипедах обычно уже. У стальных (хромо-молибденовых) рам можно спокойно расширить задний треугольник до 130 мм. Эту процедуру может провести любой хороший веломеханик или даже можно сделать это самостоятельно. Если отказаться от роллерного тормоза и использовать тонкую конусную стопорную шайбу слева, то можно приспособить семискоростную или восьмискоростную втулку Nexus под ширину 126 мм. Если рама рассчитана на расстояние между дропаутами в 135 мм, то в таком случае для заполнения промежутка на ось можно добавить несколько шайб.