Планетарная втулка Sturmey Archer S2C ценой 111 долларов сочетает в себе такие преимущества, как полное отсутствие тросов, две передачи, ножной тормоз, высокую эффективность и умеренный вес, что позволяет ей занять свою узкоспециализированную нишу.
Если б купленная мной втулка не оказалась бракованной, то в целом её можно было считать неплохой втулкой. Новая втулка была продана с серьёзным механическим дефектом и через несколько сотен километров я заметил, что планетарная втулка барахлит. Она сломалась, заклинив заднее колесо во время езды. Ремонтировать втулку пришлось с помощью запчастей, заказанных у Sturmey Archer.
В отличие от планетарных втулок с пятью и более скоростями при покупке втулки Sturmey Archer S2C вам нужно рассчитывать на сборку «практичного односкоростного велосипеда», а не планетарной альтернативы велосипеду с классической системой переключения передач. У втулки два передаточных отношения: 1 и 1,4 (например, 50" и 70", или 60" и 84").
По сравнению с моим старым велосипедом с фиксированной передачей 65", могу сказать, что на этой втулке намного легче брать подъёмы. Переключение работает очень быстро. Диапазон передач совершенно отличается от диапазона передач велосипеда с одной ведущей звездой и задней кассетой на 11 - 32 зубьев (30 - 106").
Преимущества Sturmey Archer S2C.
По сравнению с другими планетарными втулками, на которых мне довелось поездить (пяти- и восьмискоростные втулки Sturmey Archer и Alfine 8), Sturmey Archer S2C очень эффективная.
Нижняя передача прямая (задняя звёздочка подсоединена к оболочке втулки так же, как у трековой втулки), а высокая передача идёт через одноступенчатую планетарную передачу. На высокой передаче не чувствуется никакого снижения эффективности, но это не означает что его нет. Конечно веломаньяки могут измерить эффективность и без высокотехнологичного лабораторного оборудования, но в реальных условиях почувствовать падение эффективности нельзя.
Нет никаких признаков, что на вашем велосипеде установлен ножной тормоз. Планетарная втулка Sturmey Archer S2C позволяет собрать заднее колесо без каких бы то ни было тросов и рычагов. Для этой втулки требуется закреплённый на раме рычаг обратного действия, но можно обойтись и без него. Крепление под дисковый тормоз на моём Pompetamix послужило в качестве замены рычагу для ножного тормоза (смотрите на фото выше). Ничего не видно!
Единственный альтернативный способ добиться чистой установки без лишних тросиков и рычагов — ездить на велосипеде с фиксированной передачей без заднего тормоза. Тормоз плавный и сильный, легко модулируется, хотя стоит отметить, что можно пойти юзом, если надавить на педали слишком сильно.
Один раз чуть не упал, когда я попытался прокрутить педали назад на 3 и 9 часов во время прыжка через бордюр. Велосипед внезапно резко затормозил и я слетел с седла. Из-за торможения мне не удалось правильно рассчитать подъём на бордюр… но к счастью меня спасли покрышки.
Установка планетарной втулки Sturmey Archer S2C.
Ширина втулки по контргайкам составляет 116 мм и это означает, что вам придётся немного потрудиться или купить новую раму.
В отличии от большинства планетарных втулок, которые поставляются со «стандартной» для планетарных втулок шириной (~132,5 мм), или обычной шириной, или трековой шириной, Sturmey Archer S2C доступны только с шириной втулки по контргайкам 116 мм. Длина оси не позволяет установить её даже на 130 миллиметровую раму. По моему это можно считать существенным недостатком.
Но если у вас стальная рама, на которой можно безбоязненно согнуть перья. Поэтому я просто установил втулку и закрепил болтами. С рамой ничего не произошло и велосипед служит мне до сих пор. Установив стопорные гайки внутрь от дропаутов, можно выиграть ещё несколько миллиметров ширины.
Стандартные 135 миллиметровые задние перья Pompetami. Пластинка справа это крепёж для прицепа Carry Freedom Y-Frame.
Эксплуатация зимой.
Подшипники Sturmey Archer S2C ужасно герметизированы — они просто напрашиваются на грязь. Здесь отсутствует даже намёк на контактные уплотнители — шарики фактически выглядывают из втулки и только слегка прикрыты металлическим кольцом, которое не защитит даже от самого слабого дождя.
Вы можете это увидеть на фотографии выше (неанодированная небольшая секция снаружи от фланцев втулки).
Эта втулка не идёт ни какое сравнение с S5C, на которой я отъездил зиму без единой проблемы.
Поломки.
До этого на моём велосипеде стояла пятискоростная втулка с ножным тормозом Sturmey Archer S5C. Почему я от неё отказался — это история не для этой статьи, но в поиске простой и надёжной втулки мне приглянулась S2C.
Как только я собрал колесо, так сразу почувствовал, что на нижней прямой передаче на нём нельзя ездить — при езде с горки на свободном ходу даже лёгкое вращение шатунов приводит к ужасному хрусту и свисту.
Я отправил её назад в Sturmey Archer и они признали, что эта втулка бракованная, но они могут прислать запчасти для ремонта — я могу получить посылку и самостоятельно заменить неисправную деталь!
Так как втулка относительно дешёвая и разборка планетарной втулки Sturmey Archer относительно лёгкая, то мне не страшно было её сломать и я согласился на предложение Sturmey Archer. Мне пришлось разобрать втулку полностью и установить толстую ребристую прокладку.
На рисунке выше видно внутренние механизмы втулки. Сверху вниз: тормозные колодки, прямо-приводные собачки трещотки, планетарная передача с собачками для высокой передачи, которые для переключения передач то появляются, то исчезают.
Во время ремонта я весь испачкался. Для работы мне понадобились C-образные плоскогубцы и конусный гаечный ключ нестандартного размера.
Руководство по устранению неисправностей S2C.
Инструкция по ремонту втулки от Sturmey Archer. Возможно оно пригодится ещё кому-то:
Внутренняя поверхность выступа обоймы собачек имеет большую букву R и таким образом не соответствует полностью правой стороне тормозного кулачка.
Для решения проблемы установите новую поддерживающую муфту между обоймой собачек и планетарной клеткой, что сделает обойму собачек устойчивой. Новая поддерживающая муфта KEB6 была представлена для всех версий A1 16.05.2011.
Вероятно через год исправят все неисправности и их уже можно будет покупать…
Вторая поломка.
Через некоторое время после проведённого «ремонта» колесо внезапно заклинило в раме во время поездки по берегу моря. К счастью моя скорость составляла около 32 км/час и во время заноса мне удалось удержаться в седле.
Как оказалась одна из собачек внутри втулки треснула пополам и попала в тормозной механизм и заклинила!
Думаю не нужно говорить, но всего лишь после нескольких сотен километров втулка уже не подлежала никакому ремонту. Исходя из опыта эксплуатации планетарной втулки я б не рекомендовал вам покупать крайне неудачную ненадёжную модель S2C.
В результате купил SRAM Automatix. Читайте обзор SRAM Automatix!