У меня был старый поломанный велосипед и я решил, что из него можно собрать неплохой одноколёсный велосипед.
Сделать уницикл своими руками можно двумя способами:
- с цепной передачей на базе заднего треугольника;
- с прямым приводом на базе передней вилки с использованием специально изготовленных подшипников.
Так как я не люблю делать всё с нуля, то я хотел найти готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в интернете не удалось найти такую инструкцию, в которой бы использовалась передняя вилка с цепью.
При этом может возникнуть проблема недостаточной регулировки натяжения цепи и для снятия колеса придётся размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.
Шаг 1: Компоненты и инструменты, необходимые для сборки уницикла.
Компоненты:
- ключ-шестигранник на 6 мм (чтобы снять руль);
- разводной гаечный ключ (чтобы снять вилку);
- гаечный ключ 15 мм (для колёс);
- инструмент для снятия шатунов;
- тиски для растяжения вилки;
- ножовка по металлу (чтобы разрезать раму);
- полукруглый напильник;
- инструмент для размыкания цепи;
- сварочный аппарат.
Шаг 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.
Сперва необходимо подготовить компоненты, из которых будет собираться самодельный одноколёсный велосипед.
Снимите вилку и зажмите её в тисках.
Далее с помощью большого рычага расширьте её приблизительно до 130 мм.
Это нужно, чтобы она подошла под заднее колесо.
Затем отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более тщательно зачистить раму можно будет позже.
У нас получилось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.
Шаг 3: Подготовка к сварке.
Два компонента будущего уницикла сперва нужно просто соединить.
Счистите напильником краску с каретки.
С помощью полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, чтобы в него поместилась каретка.
Ось каретки должна находиться на одном уровне с осью колеса, чтобы линия цепи оставалась прямой.
Шаг 4: Сварка компонентов уницикла.
Зафиксируйте надёжно два компонента с помощью кирпичей и зажимов.
Я использовал дуговую сварку (электросварка электродом), хотя она не совсем идеально подходит для сварки рамы велосипеда. Она больше предназначена для заваривания отверстий.
Я аккуратно сварил компоненты.
После этого я проверил надёжность сварки — зафиксировал оба конца сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.
Чтобы повторить сварку, пришлось бы заново зачищать поверхности напильником.
Вместо этого я просто немного подрезал конец трубы.
Со второй попытки у меня всё получилось!
Шаг 5: Изготовление звезды (необязательный этап).
У обоих звёзд уницикла должно быть одинаковое количество зубцов, чтобы создать фиксированную передачу. В ином случае на одноколёсном велосипеде будет слишком сложно ездить.
На самой большой звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.
К сожалению на велосипеде доноре было только две передние ведущие звезды.
На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.
Поэтому пришлось импровизировать.
Я снял самую большую звезду с другого старого велосипеда.
Чтобы снять звезду, нужно только немного ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.
Затем я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.
При сварке она немного деформировалась. Пришлось её выпрямить с помощью разводного гаечного ключа.
Шаг 6: Создание фиксированной передачи.
В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка — у него фиксированная передача.
Существуют более аккуратные способы отключить трещотку, чтобы получить фиксированную передачу. Её пришлось просто заварить, так как несмотря на затягивание конусов сохранялся существенный люфт.
Шаг 7: Установка цепи.
Я укоротил цепь, но размер оказался неточным на половину звена. Даже половины звена может быть достаточно, чтобы цепь оказалась слишком большой или наоборот слишком маленькой.
Ситуация казалась тупиковой.
Я попытался изготовить деталь на базе переключателя скоростей и крепления отражателя, но это не сработало.
Я покопался в своих инструментах и нашел половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта самодельного чоппера.
Это сработало, но цепь всё равно постоянно слетала.
Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.
Шаг 8: Установка регулируемого дропаута.
Я решил добавить дропауты с задней части рамы.
Чтобы перед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я просто скрепил их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).
Это сработало. Я аккуратно приварил дропауты вместе с болтами.
Шаг 9: Проблема слетания цепи.
Установка дропаутов прошла успешно, но цепь все ещё продолжала слетать независимо от степени её натяжения.
Вероятно это происходило из-за:
- деформации звезды;
- люфта звёзд, возникающего при вращении педалей;
- зубцов на звезде Hyperglide, которые выточены неравномерно;
- ведущая звезда не находилась в одной плоскости с задней звездой.
Выпив чашечку чая, я вспомнил, что у меня был ещё один комплект ведущих звёзд, правда очень старый, но зато рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она заработала сразу. Как же я не вспомнил о ней ранее?
Шаг 10: Тестирование самодельного уницикла.
Итак, нам удалось собрать одноколёсный велосипед своими руками и он работает! После нескольких попыток мне удалось забраться на него. Я попробовал прокатится на уницикле и мне понравилось. Я доволен работой.
На обычном уницикле самое худшее, что может произойти, так это падение вперёд на ноги. На этом самодельном уницикле я чуть не грохнулся на спину. Скорей всего проблема конструкции седла, которая не подходит для одноколёсного велосипеда.