Обзор автоматической планетарной втулки SRAM Automatix

SRAM Automatix — это планетарная двухскоростная втулка с автоматическим переключением передач и ножным тормозом ценой 108 долларов.

Автоматическая втулка.

После моего печального опыта с Sturmey Archer S2C, которая сломалась на ходу, и с другой не менее ужасной втулкой Sturmey Archer S5C я решил попробовать планетарную втулку SRAM Automatix с ножным тормозом.

Планетарная втулка SRAM Automatix с автоматическим переключением передач

SRAM Automatix предлагает две передачи с 137% шагом (100"/137" или 52,5"/72"). Уникальной изюминкой этой втулки является автоматическое переключение передач в зависимости от скорости, а не с помощью переключателя или вращением педалей назад, как у S2C.

Преимуществом планетарной втулки является наличие двух автоматически переключаемых передач и ножного тормоза при отсутствии каких бы то ни было тросов. Это достаточно практично. Моя дорога на работу имеет много спусков и подъёмов. Таким образом моего старого односкоростного велосипеда с фиксированной передачей здесь явно недостаточно.

Общий передаточный диапазон втулки SRAM Automatix гораздо меньше, чем на велосипеде с одной ведущей звездой и кассетой (30 - 106"), но меня он устраивает.

Вес.

Вес SRAM Automatix тяжело сравнивать с обычными втулками, но она гораздо легче за большинство планетарных втулок (на 1,3 кг).

Но если вы установите кассету (330 г), задний дисковый ротор (100 г), калипер (150 г), рычаг (80 г), переключатель (150 г) и задний механизм (300 г) к весу обычной втулки (400 г), то вы как раз получите 1,5 кг! Вес рассчитан для Deore и BB7, довольно типичного комплекта. Таким образом с помощью Automatix в общей совокупности экономится немного веса (даже с ободными тормозами, а не дисковыми). Но на спортивном велосипеде из-за ограничений двух передач этой втулке не место!

Эффективность.

Как и у S2C, нижняя передача прямая, когда внутренние механизмы блокируются и усилие с задней звёздочки передаётся напрямую к оболочке втулки без каких бы то ни было деформаций или люфта. Это очень эффективная передача.

Высокая передача достигается через простой планетарный механизм. И опять же как и в случае с S2C не заметно никаких потерь эффективности. Конечно в лабораторных условиях можно точно измерить эти потери, но они гораздо ниже моего порога чувствительности.

Мне на велосипеде с этой втулкой на высокой передаче даже довелось поучаствовать в серии интенсивных заездов на короткую дистанцию.

Установка.

Ширина втулки по контргайкам составляет 120 мм, но идущие в комплекте шайбы удлиняют его до 130 мм (в отличие от S2C, которая поставляется шириной 116 мм с шайбами, увеличивающими расстояние всего до 120 мм).

В отличии от непонятной резьбы Sturmey Archer, наверное больше нигде и никем не используемой, на этой втулке стандартная резьба — M10, которая позволяет легко установить необходимые шайбы на ось со стандартной резьбой. (Даже без шайб сжать раму на 5 мм будет не так уже и сложно. Поэтому если у вас нормальная рама, а не трековая, то в этом отношении SRAM Automatix гораздо лучше за S2C.

Герметичность.

Опять как и в случае с S2C у SRAM Automatix отсутствует герметизация подшипников. Следовательно, если вы хотите ездить на велосипеде зимой, то вам придётся уделить этой втулке много внимания.

Автоматическое переключение передач втулкой на велосипеде.

Automatix переключается действительно замечательно — бесшумно и плавно даже при энергичном педалировании (по другому она и не переключиться никак). Вверх она переключается при любых условиях — лишь бы только была пройдена пороговая скорость, но вниз она переключается только при отсутствии давления на педали. Это сделано специально, чтобы при снижении каденса на крутом подъёме вы не упали от внезапного переключения втулки.

К сожалению точка переключения установлена на абсурдно низкую скорость (16 км/час). По этой причине практически невозможно добиться нормальных передач, так как при достижении оптимального каденса втулка переключается на верхнюю передачу. Так как верхняя срабатывает на каденсе 60 об/мин и скорости 16 км/час, то для езды на высокой скорости придётся развить каденс 100 об/мин.

Каденс на велосипеде с автоматической втулкой

Диаграмма показывает диапазон каденса (красное зона = опасность повреждения коленных суставов, янтарная зона = приемлемая нагрузка на суставы, зелёная зона = оптимальная нагрузка) для двух диапазонов скорости в милях в час (указана обычная скорость по шоссе и во время подъёма). Если каденс оптимальный во время подъёма, то на ровной дороге он просто не позволит набрать скорость!

С другой стороны, если б точка переключения составляла 24 км/час, то график находился преимущественно в янтарной или зелёной зоне На графике ниже в качестве примера приведён классический «фиксед» с передачей на 72". По сравнению с ним на Automatix легче преодолевать подъёмы и крутить педали быстрее на ровном участке.

График скорости на велосипеде с втулкой SRAM Automatix

Если вы не боитесь испачкать свои руки, то с минимальными трудностями можно настроить точку переключения…

Настройка точки переключения втулки SRAM Automatix.

Сняв две левые гайки, можно вынуть механизм целиком. При этом вам не придётся разбирать сам механизм, который фиксируется правыми гайками.

На картинке ниже хорошо показаны удерживаемые пружиной разновесы в виде большой «запятой» по середине.

Втулка SRAM Automatix в разрезе

Высокая передача включается, когда из-за вращения втулки преодолевается сопротивление пружины. На фотографии изображена втулка, как если б она находилась на велосипеде с включенной высокой передачей.

Высокая передача втулки SRAM Automatix

Только у одного разновеса есть пружина. Разновес держится благодаря небольшому пружинному кольцу. На картинке ниже показан наполовину снятый разновес с видимым ниже кольцом.

Механизм автоматического переключения передач

Чтобы настроить точку переключения втулки, необходимо просто размотать немного кольцо и смотать назад. Тем самым мы изменим силу натяжения пружины.

Пружина втулки SRAM Automatix

Экспериментально мной было установлено, что изменения угла «веток» кольца примерно на 45 градусов достаточно, чтобы поднять точку переключения с 16 до 24 км/час. Так что не пытайтесь размотать его сильно (хотя для этого потребуется приложить неожиданно много усилий).

Планетарный механизм втулки SRAM Automatix

На фото внизу изображена работа механизма переключения: разновесы раскрываются, тем самым заставляя вращаться против часовой стрелки тонкую металлическую пластинку (как раз выше разновесов на фотографии) устанавливая угол собачек видимых на 9 и 3 часов.

Собачки втулки SRAM Automatix

Выводы.

Такие автоматически втулки не очень практичны. За исключением того случая, когда вы хотите ездить медленно. Мне нужны передачи в диапазоне от 60" до 82", как на обычном односкоростном велосипеде (66 - 72"). Но на этой втулке вы никогда перед переключением на повышенную передачу не добьётесь каденса выше 60 об/мин А высокая передача сразу сбросит вас на 40 об/мин!

Умеренный подъём также был сродни пытки, так как я должен был держать скорость 16 - 22 км/час. Втулка не позволяет добиться комфортных 80 об/мин, если скорость не превышает 32 км/час!

Но теперь, когда втулка настроена на оптимальную точку переключения, то я могу её вам рекомендовать со всей уверенностью.

Ножной тормоз неплох (не так хорош как S2C, но всё же неплохой), но переключение гораздо лучше — устойчивое и уверенное, что вверх, что вниз.

Также вам не приходится после торможения постоянно переключать передачи, как на S2C.

Культовая вещь! Настоятельно рекомендуем купить!