Бутылочная динамо-машина на велосипеде.
Бутылочная динамо-машина или динамо-машина, работающая на боковой стенке покрышки, представляет собой маленький электрический динамо генератор для велосипеда, который используется для питания велосипедных фар или зарядки аккумуляторов электронных устройств, включая мобильные телефоны и GPS-приёмники.
Название они получили за своё сходство с бутылкой. Эти динамо-генераторы также называют боковыми динамо, так как их ролик работает на боковой стенке покрышки велосипеда. Во время езды на велосипеде покрышка вращает ролик динамо-машины, которые и вращает электрический генератор.
На велосипедах в качестве электрических генераторов также используются динамо-втулки, динамо-каретки, бесконтактные динамо-машины (читайте инструкцию по сборке бесконтактной динамо-машины своими руками).
Преимущества бутылочных динамо-машин по сравнению с динамо-втулками:
- Выключенная бутылочная динамо-машина не оказывает дополнительного сопротивления качению.
Если динамо-генератор включен, то велосипедисту для поддержания заданной скорости требуется больше усилий, чем когда динамо-генератор не установлен или отключён. Если бутылочная динамо-машина не нужна, то её можно полностью отключить, тогда как динамо-втулка всегда оказывает дополнительное сопротивление (хотя оно может быть незначительным или практически неощутимым). Сопротивление также снижается, если динамо-генератор включён, но при этом фары или зарядное устройство не работает. - Лёгкий апгрейд велосипеда.
Бутылочную динамо-машину легче установить на уже имеющийся велосипед, чем динамо-втулку, которая может потребовать сборки отдельного переднего динамо-колеса. - Стоимость.
Как правило, но не всегда, бутылочные динамо-машины дешевле за динамо-втулки.
Недостатки бутылочных динамо-машин по сравнению с динамо-втулками:
- Проскальзывание.
Во влажных условиях, ролик динамо-бутылки может проскальзывать на поверхности покрышки. Это резко снижает количество вырабатываемой энергии, что может привести к полному или частичному снижению яркости фонариков. Динамо-втулки не нуждаются в хорошем сцеплении и их не нужно герметизировать для защиты неблагоприятных погодных факторов. - Повышенное сопротивление.
Бутылочные динамо-машины обычно создают большее сопротивление, чем динамо-втулки. Тем не менее при условии их правильной регулировки сопротивление может быть совсем незначительным, а в отключенном состоянии оно вообще отсутствует. - Износ покрышки.
Так как для выработки электричества бутылочная динамо-машина должна тереться о боковую стенку шины, то она способствует их дополнительному износу. А для работы динамо-втулки сцепления с покрышкой не требуется. - Шум.
В рабочем состоянии бутылочные динамо-машины издают хорошо слышимый шум (жужжание). Динамо-втулки бесшумные. - Переключение.
Для запуска генерации электричества бутылочную динамо-машину нужно физически переместить и подсоединить. Динамо-втулки обычно включаются автоматически или вручную электронной схемой, что не требует прикладывания никаких усилий. - Установка.
Бутылочные динамо-машины требуют тщательной регулировки — они должны соприкасаться с боковой стенкой под правильным углом, высотой и давлением. В случае падения велосипеда или ослабления крепёжных винтов бутылочной динамо-машине могут быть нанесены повреждения. Плохо отрегулированная динамо-бутылка издаёт больше шума, оказывает большее сопротивление, легче соскальзывает, а иногда даже может попасть в спицы в самый неподходящий момент. У некоторых моделей существуют специальные петли, которые предотвращают попадание динамо-машины в спицы.