Немецкий производитель Schwalbe известен большим выбором покрышек для велосипедов. Недавно был расширен ассортимент и внедрены такие инновации, как Evolution, новая конструкция каркаса и компаунд Qualifier, что положительное сказалось на характеристиках покрышек для горных велосипедов. Серия Black Jack позиционируется, как покрышки для эксплуатации в экстремальных условий: гонок эндуро и кросс-кантри. Здесь рассматривается UST версия Black Jack 2,1".
Первые впечатления.
При первом знакомстве с покрышками Schwalbe Black Jack сразу бросаются в глаза центральные шипы невероятного размера — 5 мм высотой! Кроме того объём каждого отдельного шипа достаточно большой. На нём нет вторичных вспомогательных усиливающих шипов и он не наклонён ни в одном из направлений. Сначала может сложиться впечатление, что из-за чрезвычайно высокого сопротивления качению эти покрышки предназначены исключительно для эксплуатации в экстремальных условиях. Но это совсем не так, так как центральные шипы, хаотично расположенные в форме клещей очень близко один к одному и почти касающиеся друг друга, образуют непрерывный рисунок, что способствует снижению сопротивления качению. Это характерно для универсальных покрышек, которые обычно устанавливаются на городские и туристические велосипеды.
Боковые шипы не особо большие, но они направлены под углом по отношению к направлению вращения, что способствует повышению производительности передней и задней покрышек. По терминологии Schwalbe эти шипы называются Off-Camber Grip и предназначены для прохождения поворотов в условиях бездорожья на большой скорости. Они расположены далеко друг от друга, что по-видимому сделано для облегчения самоочистки покрышек от грязи. Ещё одной особенностью являются маленькие боковые выступы по бокам шипов, которые дополнительно улучшают сцепление во время прохождения поворотов.
Фолдинговый каркас толщиной один миллиметр сконцентрирован вокруг центральных шипов и далее расходится к боковым шипам. Такая конструкция повышает прочность и усиливает защиту от небольших колючек, часто встречающихся на бездорожье в тропиках и пустынях.
Вся необходимая информация о покрышке указана на боковой стенке. Рекомендуемое давление составляет 2,5 - 4,0 бар (35 - 55 psi). С обеих сторон хорошо видны надписи «Сделано в Индонезии» и стрелки, указывающие направление вращения. Не указано только значение TPI 67.
Борты достаточно толстые, даже по стандартам UST. Сразу бросается в глаза неестественно большое количество резины по внутренним краям, а также маленькие резиновые «волоски», выступающие с наружной поверхности борта. Это довольно серьёзный недостаток, так как он влияет на процесс установки покрышки. Чтобы обеспечить правильную установку и герметизацию покрышки, единственно верным решением будет вручную удалить эти ненужные куски резины.
Заявленный вес покрышки составляет 720 грамм. На сегодняшний день это не самые лёгкие гоночные UST XC покрышки, но следует учитывать, что они предназначены для длинных дистанций и экстремальной местности.
Велосипедные покрышки Schwalbe Black Jack в действии.
Покрышки были установлены на обода Mavic X317 в варианте с камерами. Как и ожидалось, из-за UST бортов даже с металлическими бортировками установка и снятие покрышек представляла определённые трудности. Но на обод Mavic Crossmax SL, как не странно, установить покрышки оказалось совсем несложно, а борт стал вообще без каких-либо проблем.
Также Schwalbe Black Jack я устанавливал на олимпийские бескамерные обода Stan, используя при этом герметик Stan. Из-за бортов большого размера установка снова преподнесла неприятные сюрпризы — я повредил ободную ленту, сломал бортировку и натёр пальцы. Из-за избыточного количества резины борт никак не мог сесть правильно и приходилось неоднократно переустанавливать покрышку. Однако по мере приобретения опыта установки этих покрышек я научился их легко устанавливать даже с помощью пластмассовых бортировок. Но на обода Mavic 217 установить покрышки мне так и не удалось. Что я только не делал, чтобы заставить их держать давление, но в итоге ничего не вышло. Скорей всего борты оказались несовместимы с конструкцией обода и ободной лентой Stan.
В заключение можно сказать, что Schwalbe Black Jack хорошо совместимы с UST-ободами Mavic, но при использовании их в качестве бескамерных покрышек с большинством других обычных ободов скорей всего будут несовместимы. Лучшим выходом из ситуации станет их установка вместе с камерами.
Black Jack хорошо себя показали на асфальте и плитке. Они в высшей степени тихие, особенно при давление воздуха выше 45 psi. При давлении ниже 40 psi появляется шум из-за боковых шипов среднего размера. Как и ожидалось, сопротивление качению достаточно низкое, хотя и не рекордное. Сцепление сравнимо с Schwalbe Racing Ralph, но намного лучше сцепление боковых шипов, что особенно заметно при прохождении поворотов на большой скорости и езде по плитке.
Сила сцепления на траве поразительная. При подъёме на холм с влажной травой и уклоном 36 градусов отмечалось лишь незначительное проскальзывание. Центральные шипы как клещи впивались в траву, обеспечивая высокую силу сцепления даже при высоком давлении, когда у боковых шипов не было полноценного контакта с дорогой. Хотя на извилистых подъёмах на высоком давлении они немного проскальзывали.
Проблемы с проскальзыванием центральных шипов возникали на глинистой почве. Повысить силу сцепления и улучшить торможение можно, снизив давление менее 40 psi, чтобы задействовать боковые шипы. Аналогично с корнями — как с сухими, так и влажными — их лучше преодолевать на небольшом давлении. При высоком давление в покрышках вас будет заносить на корнях и вы будете скользить на больших влажных брёвнах. К достоинству этих покрышек можно отнести способность, позволяющая велосипеду наклоняться при прохождении поворотов на глинистой почве на высокой скорости.
Также проблемой для Black Jack оказалась грязь. Высокие близко расположенные центральные шипы образуют небольшую прямую линию сцепления, обладающую средними тормозными характеристиками. Во время подъёма в гору покрышки постоянно проскальзывали, особенно на глинистой грязи. С другой стороны во время скоростных спусков и даунхиллов помогает хорошая защита от грязи. Однако, если грязь затвердела, то эти свойства не отличались от таковых у других покрышек. Прохождение поворотов чрезвычайно точное, а сопротивления качению минимально.
Покрышки хорошо себя показали на гравии, песке или рыхлой поверхности. При давлении в задней покрышке 45 psi и 40 psi в передней покрышке на скоростях более 55 км/час и 40 км/час я легко справлялся с управлением велосипедом на поворотах, в немалой степени благодаря великолепному сцеплению боковых шипов. Торможение вполне безопасное и эффективное. А подъём был мне вообще нипочём, особенно на ровных участках с плотным грунтом.
Долговечность покрышек Schwalbe Black Jack.
На тренировках и гонках я проехал на покрышках Black Jack примерно 250 километров, 60 процентов из которых по бездорожью. Меньше всего при этом износились боковые шипы. И хотя центральные шипы уменьшились по высоте, они сохранили правильный угол своих краёв. По мере износа покрышек у них должно снижаться сопротивление качению. Но в данном случае оно практически не изменилось — сцепление осталось таким же сильным и предсказуемым.
И это после того, как покрышки прошли 100 километров по каменистым трассам в лесу, синглтреку и противопожарным просекам с ямами. Покрышка меньшего размера могла бы просто разорваться на бьющихся об обод острых камнях, которые было огромное количество, особенно на самых скоростных участках. Или в лучшем случае они бы просто износились до голого каркаса. Но прочным покрышкам Black Jack всё было нипочём — их внешний вид практически не изменился, а уровень износа оставался весьма приемлемым.
Бескамерная версия по сравнению с обычной более защищена от проколов типа «змеиный укус». При этом бескамерная шина Black Jack позволяет ехать на большой скорости при относительно низком давлении в 40 psi, в то время как стандартные аналоги с камерами не позволяют опускать давление ниже 50 - 60 psi. Но всё равно полностью избавиться от проколов не удалось — за три дня гонок я получил два пореза от острых камней. К счастью с ними удалось справиться с помощью герметика Stan.
При более детальном рассмотрении покрышек после гонки было установлено, что от главного каркаса частично оторвались ведущие края по крайнем мере трёх центральных шипов, обнажив при этом средний слой. Наиболее вероятной причиной этих повреждений стало резкое торможение. В таких сложных условиях эксплуатации покрышки долго не прослужат. К отрыву шипов привели длинные даунхиллы с перепадом высот более 200 метров на протяжении четырёх минут, частое торможение во время преодоления крутых поворотов. Но эта проблема присуща всем покрышкам с высокими шипами.
Заключение.
Я считаю, что Schwalbe создала потенциально удачную серию покрышек Black Jack, на что указывает огромное количество внедрённых инноваций, ранее опробованных на других покрышках. Они идеально подходят для гонок на длинные дистанции. Их нельзя назвать безупречными из-за незначительного дефекта, повлиявшего на лёгкость процесса установки. Также по моему мнению необходимо внести небольшие коррективы в конструкцию центральных шипов, чтобы продлить их долговечность даже в условиях эксплуатации с жесткими заносами и торможениями. Я до сих пор езжу на этих покрышках — они вполне неплохо сохранились.
Покрышка Black Jack также доступна в версиях шириной 1,90 и 2,25 дюйма, а также в вариантах Race Guard, Puncture Protection, Light, и Sport.