Известна пословица: «тормоза придумали трусы». Поэтому некоторые велосипедисты стараются беречь тормозные колодки и прибегают к их услугам только в особых случаях. Тормозной путь зависит от нескольких факторов: времени года, характеристики дорожного покрытия, навыков велосипедиста и состояния тормозов.
Понятно, что резко тормозить не надо: в зависимости от скорости движения, показав едущим сзади (путем поднятия правой руки вверх), за 30-40 метров до намеченного места вы прекращаете крутить педали. Потом с помощью кратковременных небольших нажатий на тормоза (сначала на задний тормоз) вы постепенно снижаете скорость до минимума и на маленькой скорости окончательно останавливаете велосипед. Это идеальная ситуация. Чаще бывает не так, и приходится тормозить экстренно. Самое опасное последствие экстренного торможения — падение через руль. Другой, не менее «приятный», результат — занос с падением набок. Чтобы этого избежать, надо уметь тормозить правильно.
Отметим два момента:
Первый: тормоза должны быть всегда полностью исправны, и за этим надо следить.
Второй: передний тормоз более эффективен при торможении, а задний — более безопасен.
Из-за воздействия сил инерции при торможении нагрузка увеличивается на переднее колесо и уменьшается на заднее. По этой причине заднее колесо проигрывает по эффективности торможения переднему, и оно проще идет юзом. Поэтому передний тормоз лучше тормозит, но если не рассчитать тормозное усилие, то можно перелететь через руль, или при попадании на тонкий слой песка или на мокрый грунт, переднее колесо может занести, что приведёт к падению. Что же можно рекомендовать велосипедисту, чтобы его «железный конь» был безукоризненно подвластен?
Важно учитывать особенности поведения переднего и заднего колес при заносе. Например, вы переборщили с торможением, слишком сильно нажали на тормоз и заблокировали заднее колесо. Начался занос. Заднее колесо уходит в занос как бы нехотя, против своей воли. Если вы разблокируете колесо (слегка отпустите тормоз), то вращающееся колесо будет стремиться вернуться в нормальное положение. Другое дело — занос на переднем колесе. Если переднее колесо попало в занос, то само оно назад, в исходное положение не вернется. Оно наоборот стремится «уйти» от вас как можно быстрее в сторону. В чем же мораль? Она состоит в том, что если занесёт переднее колесо, то выйти из него без падения крайне сложно.
Рекомендации по правильному торможению на велосипеде:
- тормозите так, чтобы переднее колесо не блокировалось (заднее тоже нежелательно);
- сохраняйте спокойствие и хладнокровие: если вы видите, что колеса блокируются, найдите силы немного отпустить тормоза до начала вращения колес. Это поможет избежать заноса;
- при торможении перенесите массу тела как можно дальше назад, чтобы догрузить заднее колесо, повысить эффективность работы заднего тормоза и снизить вероятность перелета через руль;
- помните, что торможение не единственный способ избежать, скажем, ДТП;
- наконец, ездите «по-человечески»: экстренное торможение чаще всего бывает следствиям излишне «крутой» езды.
- пытайтесь совмещать торможение с маневром;
- тормозить преимущественно задним тормозом в плохих условиях (дождь, лед, грязь). На скользком грунте, на льду тормозить надо прерывисто, дробно, часто нажимая рукоятку заднего тормоза — это поможет избежать юза и заноса колеса.
- наиболее эффективно торможение обоими тормозами;
- задний тормоз нажимать чуть-чуть раньше, чем ручку переднего тормоза;
- не допускать юза, регулировать нажатие на тормозные ручки так, чтобы колеса крутились — в этом случае можно наиболее эффективно тормозить без утраты контроля за велосипедом;
- на велосипедах, оборудованных амортизационной вилкой, тормозить передним тормозим легче;