Когда-то давно, когда еще не было сети Интернет, жизнь велотуристская была устроена так: раз в неделю собирались велотуристы в клубе. В 90-х годах прошлого века в Петербурге это происходило по четвергам в помещении туристского клуба на Короленко, дом 2, где ныне располагается «Велоцентр Бивак». Велотуристы собирались, обсуждали планы на выходные, обзванивали не пришедших товарищей, приглашая их в поход или на покатушку. Также по четвергам устраивали чаепития с просмотром фотографий и слайдов из больших походов. Другая группа велосипедистов — любителей быстрой езды, в числе которых было много бывших спортсменов, собиралась по субботам на Поклонной горе. Собиралась утром, немного общалась и сразу в бой! То есть в поход.
Сегодняшний велосипедный мир устроен по-другому. Велообщение ушло в сеть Интернет, где нет возможности выпить чайку с друзьями, зато можно получить нужную информацию в любой удобный момент.
Самое распространенное мероприятие — покатушка — однодневный выезд на природу. Покатушки организовываются, скажем так, частными лицами. То есть Вася или Петя, задумавший прокатиться по тому или иному маршруту, «кидает» об этом сообщение либо на доску объявлений о покатушках, либо на форум велосайта. «Каждый Вася» имеет свой стиль покатушек: кто-то любит торить бездорожье, кому-то мило сердцу проехать за день две сотни километров по асфальту.
Если вы новичок, внимательно прочтите сообщение о покатушке, чтобы точно представлять, что вас ждет. Сомневаетесь — напишите автору анонса. Это существенно, так как покатушка — мероприятие общественное и добровольное. С одной стороны, редко бывает, чтобы слабого участника оставили посреди глухого леса на съедение диким зверям, с другой — новичку получить удовольствие от катания с «велолосями» будет трудно. Отправляясь на покатушку, не забудьте, что ваша судьба в ваших руках: надо взять с собой минимальный ремнабор (камеру, насос, набор ключей), аптечку, дождевик, а в межсезонье еще что-нибудь теплое, еду на перекус. Среди «байкеров» принято помогать друг другу. Но представьте ситуацию: собирается пять байкеров на покатушку, и все, надеясь на коллег, не берут, к примеру, бинтов и йода. Имея с собой все необходимое, вы сможете покинуть группу, если, скажем, темп движения будет для вас слишком быстр. Отметим также, что руководитель покатушки не несет никакой ответственности перед вами за то, как поставлено дело — он, как и вы, едет отдыхать.
Если есть желание, то вы сами можете организовать покатушку, для чего надо проработать маршрут и опубликовать его на доске объявлений или форуме велосайта. Никаких ограничений в этом нет. Не забудьте указать, кроме нитки маршрута, темп движения и качество предполагаемых дорог (грунтовки, асфальт, бурелом). Формально у вас больше нет обязанностей, но обычно принято, что в отличие от простого участника, руководитель покатушки имеет больший ремнабор, включающий, например, съемники кассеты и цепи, ключи для спиц, несколько самих спиц, клей, заплатки, иглу с суровыми нитками, а также в обязательном порядке медицинскую аптечку. Также принято, что знающий маршрут руководитель контролирует численность группы: число байкеров, въехавших в лес, должно быть примерно равно числу байкеров, из леса выехавших.
Люди уважают тех руководителей, которые не только придумывают интересные маршруты, но и помогают участникам, а также не бросают людей в беде. С другой стороны, правила хорошего тона предписывают любому участнику ставить в известность руководителя, если он вдруг захочет отколоться от группы. Иначе его могут битый час искать, напрасно беспокоиться. Сегодня организация покатушек стала заметно легче — обменяйтесь номерами мобильных телефонов перед стартом, и проблем будет меньше: отстал от группы — позвонил, предупредил.
Кроме покатушек в велосипедной жизни бывают соревнования. Их проводят разные организации и просто группы по интересам. Соревнования бывают спортивными (кросс-кантри, велоориентирование) и не очень: медленная езда, гонка 1x1. Но обо всем по порядку.
Туристическое любительское кросс-кантри: участник должен проехать маркированную трассу в лесу. Трасса идет по тропам и дорожкам, взмывает на холмы и резко «бросается» вниз. Старт участников раздельный, и свои силы может попробовать каждый, особенно с учетом того, что в опасных местах дежурят волонтеры с канистрой йода.
Более традиционные соревнования — велоориентирование по карте или легенде. Главная особенность — нужно не только пройти трассу и найти КП (контрольные пункты), но и правильно понять смысл задания на КП, а они часто весьма нетривиальны.
Условие соревнования по медленной езде простое: надо проехать как можно медленнее трассу в 10 метров! Как ни странно, это требует определенного мастерства, так как существуют ограничения: нельзя стоять, прыгать, заезжать за ограничивающую ленту, двигаться назад. Каждый может попробовать свои силы, хотя победить весьма не просто!
Фигурное вождение — традиционные соревнования, которые проводятся с очень давних времен. Смысл — необходимо проехать маркированную дистанцию без ошибок и как можно быстрее. Байкеру предстоит преодолеть набор препятствий, ни разу не поставив ногу на землю и не заехав за ленту. Препятствия такие: разворот в узком месте, проезд по маркированной полосе, проезд под низко висящей планкой, затем надо поднять с земли и точно поставить в цель кубик, и другие.
Кроме покатушек и соревнований проходят веломарафоны, велопоходы и велофестивали.
В середине апреля организовывается традиционное «открытие сезона». Проводится оно по-разному, но общий смысл сводится к следующему: дать возможность новичкам влиться в веложизнь, примкнуть к той или иной группе.
Веломарафоны начинаются в апреле, а самый длинный — тысячекилометровый — проводится в середине лета. Обычно это марафон «Вокруг Ладоги».