Правила хорошего тона.
Психологические проблемы в группе легче преодолевать, если все выполняют элементарные правила хорошего тона. Отчего такое название? Конечно же, нет единых правил поведения, и никто не посадит в тюрьму за их невыполнение. Тем не менее следование неписаным правилам поможет вам влиться в велосообщество, или наоборот, не выпасть из него против своей воли.
Главное походное правило — «не создавай проблем окружающим и делай свое дело». В походе (кроме велотуров) приходится заниматься не только тем, что нравится, но и тем, что необходимо. И работы этой много. Работа распределяется между членами группы, и ее надо делать. Если вам дали что-то непосильное или то, что вы не умеете — попросите себе другую работу. Но по своему опыту знаю, сохранить хорошее отношение к человеку, который греется у костра, пока ты мокрый и холодный занимаешься благоустройством лагеря — непросто. Из правила есть следствия: будь как все, не переваливай на других свои проблемы, отвечай за свои действия. Будь как все — означает, что не надо создавать коллективу проблемы, если можно их не создать. Не надо ставить в походе никаких экспериментов, что кстати, часто бывает. То человек решает стать вегетарианцем, то попробовать «лечебное голодание» или еще какую-нибудь несуразность. Все это… можно делать, но так, чтобы никто об этом не знал. Не хотите мяса — подойдите к завхозу и шепните ему на ушко: «Отложи мне, брат, кашки, пока тушенку туда не положили», — и будет в походе покой и порядок. В замкнутом коллективе, который не первый день варится в собственном соку, люди часто болезненно переносят особенности других. Очень важное правило: не покидай группу, не сказав об этом! Это верный шаг к созданию проблем. Наконец, нельзя не порекомендовать помогать другим! Это помогает завоевать авторитет!
Пара советов руководителям походов.
Руководитель должен быть сильнее сильного и слабее слабого.
Общее правило для руководителя таково: «максимально заботиться о группе и интересах каждого, но не подпускать народ к принятию и обсуждению решений». Пример: надо определить, что приготовить на ужин. Это не принципиальный вопрос — возьмите и определите, или переложите решение на завхоза — одного конкретного человека. Если вы будете проводить опрос, а с вами в походе еще 10 человек, дело затянется и ни к чему, кроме пустопорожних слов о том, что тушенка с макаронами хуже, чем с гречкой, не приведет.
Другой хороший совет — «не надо мельтешить». Предположим, возникла не вполне понятная ситуация. Например, не ясно, куда ехать. Если вы сначала скажете: едем налево, а потом — нет, лучше направо… или все-таки налево, то в обсуждение втянется вся группа, в том числе даже те люди, которые за все предыдущие дни к карте и близко не подходили. Лучше отзовите пару-тройку наиболее авторитетных туристов, проведите с ними совещание и придите к определенному мнению. А уж потом донесите до широких слоев общественности принятое решение.
Совет третий — «не забывайте держать дисциплину», а также доводить до народа принятые решения. Часто бывает, руководитель принял решение — «через полчаса выезжаем», но слышали о нем только те, кто стоял рядом — в результате часть людей оказалась не в курсе событий. Основным методом поддержания дисциплины являются самостоятельные принятия решения в спорных ситуациях и… режим дня. Если группа хочет пройти тот или иной маршрут, то вставать она должна рано, и никак иначе. Ранний подъем мобилизует людей, настраивает на преодоление! Если группа поднимается в 11 утра — результата не будет. И дело не в том, что автор этих строк любит вставать с рассветом — как раз наоборот! Я сторонник работы до полуночи, но в походе такая тактика к добру не приводит. Конечно, если ваш поход совсем уж не имеет никаких целей, то можно спать и до обеда. Но в этом случае будьте готовы, что к вашему приезду сельмаг будет закрыт, в музей вы не попадете, и место для стоянки будет далеко от идеала — просто не будет светлого времени, чтобы найти красивую полянку.
Совет четвертый. «Персонализируйте ответственность». Руководитель всегда должен назначать «крайнего», несущего ответственность за то или иное деяние группы. Пример: «Завтра встаем в 6-30», — говорит руководитель группы. Утром все просыпаются в одиннадцать…. Кто виноват? Понятно, сам руководитель. Более правильные команды такие: «Подъем в 6-30, ответственный — Вася». Тогда у вас будет больше шансов сделать нужные дела в срок и правильно.
Пятый совет. Не берите на себя слишком много. Руководитель это не тот человек, который все делает за всех сам. Руководителю более свойственно распределять работу между всеми участниками похода и следить за ее исполнением.
Наконец, турпоход — это не армейская операция, а участники не штрафной батальон. Решения руководитель должен принимать на основе своего авторитета, уметь настаивать на них, не забывая о том, что действовать надо в интересах коллектива.