Мы уже рассказывали про вымогательства у туристов денег всевозможными чиновниками и методы борьбы с ними. Но есть случаи, когда турист не может избежать контакта с ними — таможенниками и пограничниками. Давайте рассмотрим особенности прохождения пограничного контроля.
Существует много профессий, в некоторых в большинстве своём работают хорошие люди, а некоторые профессии притягивают самых разных людей. Только вот на государственных должностях хороших людей днём с огнём не сыскать.
Пограничнику, работающему на пограничном паспортном контроле, не позавидуешь. Круглые сутки ему нужно защищать интересы Родины, не допуская незаконного выезда за границу, постоянно сверять их лицами с фотографиями в паспорте, заполнять различные бумаги. И за это всё он получается весьма скромную зарплату, в то время как за границу на отдых, в поход или по делам направляются сотни людей с огромным количеством валюты в карманах. Не каждый выдержит такую пытку. Самые сообразительные пограничники всегда найдут способ не жить на одну зарплату. Но в отличии от тех же чиновников законодательная база, которую могут применить пограничники для честного отъёма у велотуристов денег весьма скромна.
Чаще всего пограничники придираются в вашим документам, особенно когда до самолёта остаётся очень мало времени. Даже если ваши документы в полном порядке, то доказать это за ограниченное время просто невозможно.
Как пример такого отъёма денег можно рассмотреть случай с ташкентскими пограничниками. В конце 90-х пограничники на каждом транзитном пассажире наваривали по пятьдесят долларов. Дело заключалось в следующем. Без оформления визы российские туристы могут находится в Таиланде всего недели. Чтобы увеличить срок пребывания в Таиланде нужно было оформить визу на месте. Эти же правила визового режима действовали и в Малайзии. То есть без визы можно было две недели погостить в Таиланде и ещё две недели в Малайзии. В этом не было ничего противозаконного. Пограничник видел, что у туриста отсутствуют визы, но при этом обратный билет на самолёт через 4 недели. Далее пограничник говорил, что вы собираетесь пробыть в Таиланде 4 недели, что является противозаконным и нарушением пограничного режима. Но за 50 долларов он может закрыть на это глаза или если не хотите платить, то идите оформлять таиландскую визу. Конечно зачас до отлёта никакую визу оформить невозможно. Пограничник неправ и законодательной базы под его требования не существует, но спорить с пограничником себе дороже. Даже если вы окажетесь правы и пограничник признает свою вину, то никто вам уплаченные 900 долларов за билеты возвращать не будет. Тем более в ситуации огромных очередей, когда остальным тоже нужно попасть на самолёт. Приходится платить.
Пограничники обычно не представляют опасности на обратном пути. Это логично, так как при выезде вас можно шантажировать, а при возвращении на Родину смысла в шантаже нет никакого, так как им в любом случае придётся вас пустить обратно. Но существует ещё и пограничный контроль при транзитном пересечении границы.
Как-то возвращаясь из Таиланда во время пересадки в аэропорту Ташкента на пограничном контроле при проверке паспорта у пограничника возникли сомнения по поводу подлинности моего паспорта. Оказывается была исправлена дата рождения и написано «исправленному верить». Но печати то не было. С этим паспортом за много лет пересёк уже не одну границу. Но так как я возвращался домой, то общаться с пограничником было куда легче, чем в случае, описанном выше. Пограничник предложил мне лететь обратно в Таиланд и уже предвкушал хруст долларов в своём кармане. Но посовещавшись с другими пограничниками, меня всё же впустили назад. Претензии действительно были законны. Если бы пограничник исправления в паспорте обнаружил при выезде, то меня уж точно никто бесплатно не выпустил на самолёт в Таиланд.
Как же удачно пройти пограничный контроль?
- При возникновении проблем пытайтесь выйти на начальника смены. Не всегда пограничники делятся со своим начальством. а поэтому никакой заинтересованности в создании вам преград у них нет.
- Всегда прибывайте в аэропорт заранее, чтобы у вас было достаточно времени разобраться в претензиях. Если вам предстоят пересадки, то заранее разведайте обстановку и необходимость наличия транзитной визы. Самые опасные в этом отношении не только среднеазиатские пересадочные узлы, но узлы Восточной Европы, Африки и стран Ближнего Востока. Выбирайте другие маршруты, даже если билет вам обойдётся немного дороже. К примеру во время пересадки в Амстердаме проблемы возникают крайне редко.
- Нужно быть абсолютно уверенным в своих документах. Детально изучите ваш паспорт, особенно что касается его срока годности. Узнайте требования посещаемой страны и сверьте их со своими документами.