Как нужно правильно общаться с людьми в походе

Общение с людьми

Куда бы вы ни поехали в поход на велосипеде, везде может так случиться, что вам нужно будет уметь правильно общаться с людьми. Чаще всего, когда вам нужно будет найти правильную дорогу для продолжения вашего маршрута. В предыдущих статьях вы уже могли прочитать, как избегать негативных последствий общения с хулиганами, террористами, чиновниками и другими нежелательными личностями. А в этой статье давайте рассмотрим, как нужно правильно общаться с людьми в походе, чтобы добыть максимум полезной информации от местных жителей.

Представим себе типичную ситуацию, когда необходимо узнать, позволяет ли дорога продолжать движение на велосипедах в выбранном направлении. Если найти первого попавшегося прохожего и спросить: «Скажите пожалуйста, есть ли дальше дорога с этого села через село Яблоница в направлении на Яремче?» Задав вопрос таким образом, вы точно не получите удовлетворительного ответа. Почему так случится рассмотрим немного ниже, а сейчас перейдём к классификации местных жителей.

Местных жителей по способу добывания из них важной информации можно разделить на несколько типов. Первый тип — это типичные паникёры, которым кажется, что климат у них самый тяжёлый, болота, горы, степи, пустыни самые непроходимые. Задав им вопросы о дороге, то, посмотрев на ваши туристические велосипеды, они скорей всего скажут, что вы дальше точно не проедете. Этот тип местных жителей искренне убеждён, что для велосипеда нужны только хорошие дороги. От них можно услышать кучу историй про метровые сугробы, про застрявшие грузовики. Как выясняется позже, то на самом деле грузовики грузли, но из-за халатности водителей, а сугробы действительно есть, но совсем маленькие. Это наиболее многочисленный тип местных жителей. Они могут напугать своими рассказами, но к их словам нужно относиться скептически.

Второй тип местных жителей можно обозначить, как «хозяева». Чаще всего они попадаются на Кавказе и в Средней Азии, где ещё развито гостеприимство. Как-то на полуострове Мангышлак, двигаясь по колеям геологоразведочных машин, мы добрались к селу Фетисово, расположенному возле границы Туркмении и Казахстана на берегу Каспийского моря. Нам нужно было добраться до Бекдаша. И чтобы это выяснить мы решили пообщаться с местным жителем:
- Не знаете ли вы…, — мы спросили у местных, — есть ли дальше дорога в направлении на Бекдаш?
- Есть там дорога! Очень хорошая дорога — асфальт!
- Асфальт? Это хорошо, но скорей всего он сразу кончается?
- Точно! Он скоро заканчивается! За селом через сорок километров!
- Да уж… А по этой дороге ходит транспорт?
- Ходит! Там стабильное движение! Там даже автобус ездит!
- И часто этот автобус ездит?
- Часто! Каждый четверг!
Как оказалось позже, это была ужасная гравийная дорога, которую игнорировали даже редко попадавшиеся автомобили, ехавшие прямо по полю…

В отличие от «паникёров» «хозяева» никак не хотят обидеть гостей и стараются всё приукрасить. К этому типу местных жителей также нужно относится со скептицизмом.

И наконец, последний вид местных жителей — это «знатоки». Такие люди никогда из своего села не выбирались, но всё равно будут пытаться вам объяснить как проехать, так как не хотят опозорится перед гостями. Этот тип местных жителей наиболее опасен для туриста. Следуя их советам, можно заехать совсем не туда, куда было нужно.

Теперь давайте разберёмся, как же нам всё-таки нужно правильно общаться с людьми, чтобы получить верную информацию.

При общении с местными жителями самое главное задавать конкретные вопросы и добиваться конкретных ответов. Если вы просто спросите насколько хорошая дорога, то скорей всего вам дадут расплывчатый ответ. У каждого человека своё понимание хорошей дороги — кто-то ездит на самосвале, а кто-то на старом запорожце. Для начала нужно спросить есть ли в этом направлении какая-либо дорога. Потом нужно спросить ходят ли по ней автобусы, так как автобус не пустят по непроходимой дороге. Про автобус обязательно знает каждый житель. Но с другой стороны есть такие дороги, где автобус ещё проедет, а вот велотурист с большим трудом. Также дорога может быть проходимой только в определённое время года, например, только зимой, когда вся грязь замерзает. Далее определяем к какому типу относится местный житель. Для этого спрашиваем ездил ли он сам по этой дороге. Вряд ли вам соврут. Если вам скажут, что сам он не ездил, а вот ездил его родственник, то скорей всего вам придётся искать другого прохожего. Также зимой обязательно спрашивайте, чистят ли дорогу от снега. Даже по самой хорошей дороге, но занесённой сугробами, вы не проедите. Если вы расспрашивается про маленькие тропы или просёлочные дороги, то может оказаться, что про них вообще никто не знает и никто никогда не ездил. Если про дорогу начинают рассказывать разные ужасы, то скорей всего вы столкнулись с «паникёром» и не стоит его слова воспринимать серьёзно.

Искать нужно не просто первого встречного, а лучше всего шофёра. Ему самому приходится ездить этими дорогами и в отличие от пассажиров точно знает в каком состоянии находится дорога. Он всегда точно ответит асфальтовая, полевая, песчаная или гравийная дорога. Однако водители склонны преуменьшать проходимость велосипедов и наивно полагают, что у автомобиля проходимость выше. На самом деле по проходимости велосипед не уступает трактору.

Если водители думают, что на велосипеде трудно проехать по брущатке, то подумайте, что они скажут про обычную гравийную дорогу.

Но если дальше ваш маршрут проходит тропой, то водители вам не помогут, так как по ним они не ездят.

К советам местных жителей прибегайте только при крайней необходимости. Если вы настоящий велотурист, то у вас должна быть подробная карта местности, мобильный телефон, GPS-навигатор, компас и возможно даже маленький лёгкий планшетный компьютер с подробными спутниковыми картами. В таком случае просто изучите местность по карте. Спутник не обманет. Не стоит общаться с местными жителями всей туристической группой, чтобы неожиданные ответы не посеяли панику в группе.