Это продолжение статьи о создании самодельного велогенератора электроэнергии. Предыдущая часть содержит описание электрической схемы подключения автомобильного генератора.
Инструкция эксплуатации велосипедного генератора не сложная, но её необходимо строго придерживаться. Перед началом педалирования необходимо проверить, что вольтметр показывает напряжение на аккумуляторе (обычно между 12 и 13), выбрать режим низкой мощности, включить генератор и убедиться, что индикаторная лампочка загорелась. Начните педалировать, постепенно увеличивая скорость, пока генератор не включится — должна погаснуть индикаторная лампочка и в зависимости от степени заряженности на вольтметре должно появится значение между 13 и 14 В. Из-за особенностей регуляции напряжения, чем быстрее ты крутишь педали, тем меньше ты затрачиваешь усилий. При сильном снижении темпа вращения педалей затрачиваемые усилия становятся слишком большими из-за того, что схема управления безнадёжно пытается поддерживать мощность. Если произошла такая ситуация, то лучше остановиться. Если хочется увеличить мощность зарядки, то переключатель мощности нужно установить на настройки высокой мощности, тем самым увеличив ток зарядки. Генератор эффективней работает на настройках высокой мощности, но если аккумулятор сильно разряжен или подключена тяжёлая нагрузка (аудиосистема на высокой громкости или конвертер напряжения), то крутить педали станет практически невозможно. Для тяжёлых нагрузок лучше будет запустить генератор на настройках низкой мощности, а при отключении нагрузки вернуть назад на высокую мощность.
Если генератор захотят покрутить дети, то потребуется сопротивление больше одного ома, которое ограничит максимальную мощность где-то до 25 Вт.
Если потребуется много энергии, то можно подсоединить одновременно несколько одинаковых педальных генераторов к одному и тому же аккумулятору. Будьте аккуратными с солнечными панелями. Подходят только серийные регуляторы или регуляторы Beco. Не следует использовать шунтирующие регуляторы, которые подсоединяются на аккумуляторной стороне шунтирующего диода, так как они могут начать пытаться регулировать мощность генератора.
Не включайте и не выключайте генератор во время вращения. Его можно выключать только после прекращения педалирования. Также не вращайте быстро генератор без подключённого аккумулятора (например, во время проверки механики), так как остаточный магнетизм может привести к началу генерации, вследствие чего перегорят выпрямительные диоды. Они также могут сгореть, если во время генерации вдруг отсоединится аккумулятор. Если вольтметр показывает напряжение ниже 12 В или выше 15 В — нужно отсоединить генератор и проверить его на повреждения.
После окончания генерации не нужно отсоединять генератор от аккумулятора. С выключенной индикаторной лампочкой ток, протекающий через вольтметр, ещё меньше за утечки внутри самого аккумулятора.
Читайте завершающую статью про устройство и принцип работы автомобильного генератора.