Во время езды на велосипеде человек принимает два основных положения: либо сидит на седле, либо едет стоя на педалях («танцует»). Второе положение используется, когда велосипедисту необходимо резко увеличить «тяговый момент» — увеличить скорость или дотянуть до вершины холма. Велосипедист встает с седла и наклоняется корпусом немного вперед, поочерёдно распределяя свой вес то на правую, то на левую ногу.
При педалировании велосипедисту не нужно ерзать на седле, а колени должны перемещаться в плоскости рамы. Преодолевая пересечённую местность, на которой отсутсвуют препятствия, крутить педали нужно плавно, без резких движений, чтобы заднее колесо не проскальзывало и не подпрыгивало. Кроме того сильные нагрузки быстро изнашивают цепь. Привычку крутить педали плавно без рывков нужно вырабатывать постепенно. В технике педалирования выделяют четыре фазы: нажим на педаль, проводка педали, подтягивание педали, проталкивание педали. Сначала велосипедист давит ногой на педаль вниз, а при прохождении самой нижнего положения, меняет направление давления на направленное назад, параллельное земле. В самой последней фазе основное внимание уделяется колену, которое движется в направлении руля. Преимущество данной техники педалирования заключаются в том, что усилие передается на всём протяжении движения педали и задействованы почти все ножные мышцы. Благодаря этому велосипедист может ехать длительное время, не затрачивая много усилий. Ступня должна быть расположена параллельно шатуну. Сустав большого пальца ноги должен располагаться над осью педали. Самой эффективной фазой является нажим на педаль, именно эта фаза осуществляет максимальный вращательный момент (до 70% мощности). Хороший прием мышечной и координационной тренировки — крутить педаль по кругу только одной ногой, а потом другой ногой. Это простой и эффективный способ быстро увеличить коэффициент полезного действия мышц и освоить технику педалирования. Однако как помочь велосипедистам достигнуть 100% использования своих усилий? С этой целью созданы контактные педали (или велосипедные шипы), а также туклипсы. Поговорим о преимуществах контактных педалей.
При наличии туклипсов у велосипедиста вращательный момент создается за счет работы 2-х педалей. В этом случае работают мышцы не только при нажатии на педаль вниз, но и когда нога подтягивается вверх. В некоторой мере туклипсы позволяют осуществлять проталкивание педали в ее верхнем и нижнем положениях, однако более эффективное проталкивание проводится контактными педалями. Таким образом, для осуществления более полноценного и эффективного вращения и исключения «мертвых зон» необходимы контактные педали или туклипсы.
Кроме вышеупомянутых преимуществ, хорошо фиксированная нога помогает резко набирать скорость при финишных рывках во время шоссейных гонок, при прыжках через небольшие препятствия (выбоины на дорогах, рельсы и т. д.)
Теперь вспомним о недостатках контактных педалей. Их следует применять только опытным велотуристам при езде по асфальту или по дорогам с хорошим покрытием. При езде по пересеченной местности очень трудно вовремя снять ногу с педали, что увеличивает шансы упасть.