Электронная схема драйвера зарядки аккумуляторов от динамо-машины

Генератор малой мощности для подзарядки аккумуляторов

Электрогенератор малой мощности необходим велотуристам находящимся в отдалённых районах. С помощью обычной динамо-машины на 6В/3Вт и специального портативного зарядного устройства можно заряжать NiMH аккумуляторы для фар, телефонов, навигаторов и другого оборудования. Во время езды на велосипеде для подзарядки доступно до 6 Вт электроэнергии (это не ошибка, это примерно двойная номинальная мощность динамо-машины).

Переключатель может находится в трёх положениях: питания фары, подзарядки или выключено. В режиме подзарядки выпрямленный ток динамо-машины проходит через цепочку последовательно соединённых NiMH аккумуляторов. При средней скорости езды можно зарядить от одного до десяти аккумуляторов. Динамо-втулка даёт ток 500 мА, который из-за большого количества аккумуляторов немного снижается. Степень заряда можно контролировать с помощью амперметра, который показывает ток подзарядки.

Четыре диода в схеме — это 1N5402 (или 1N5404 - 1N5408). Можно также использовать 1N4003-1N4007, но они рассчитаны на более низкую мощность, и в случае несоблюдения полярности существует высокий риск их повреждения. Для подзарядки отдельных элементов нужен соответствующий бокс. С помощью кабеля его можно адаптировать под меньшее количество элементов. Допустимо совмещать различные типы аккумуляторов — они все будут заряжаться одинаковым током.

Схема работоспособна и без подключенных аккумуляторов. Аккумуляторы могут оставаться постоянно подключёнными к схеме, ни в одном из режимов нет утечки тока разряда. Есть одно слабое место схемы — неправильная полярность может вывести из строя диоды и амперметр. На этот случай необходимо в линию с амперметром добавить плавкий предохранитель.

В схеме отсутствует индикация завершения зарядки, так как при постоянно изменяющемся питании от динамо-машины она ненадёжна. Это не составляет проблемы, так как аккумуляторы могут «отдохнуть» и охладится во время периодических остановок велосипеда. Велосипедист через определённые промежутки времени может пальцем проверять температуру аккумуляторов, поэтому маловероятно, что про них забудут и они будут «мариноваться» много часов. Во многих недорогих зарядных устройствах для NiMH аккумуляторов с питанием от сети они остаются на зарядке длительное время.