Обзор планетарной втулки Sturmey Archer X-RD8

Представляем обзор планетарной втулки Sturmey Archer X-RD8 от Velo Vision.

Велосипед с планетарной втулкой Sturmey Archer X-RD8

С тех пор как компания Sturmey-Archer была поглощена тайваньской Sunrace, они успели выпустить свою новую 8-скоростную планетарную втулку Sturmey-Archer X-RD8. С выпуском этой втулки они надеются отобрать назад часть рынка, отошедшую во время финансовых проблем Sturmey-Archer в пользу SRAM и Shimano. К сожалению Shimano удалось захватить большую часть рынка бюджетных втулок, выпустив 8-скоростную Nexus.

Две конкурирующие втулки имеют приблизительно одинаковое общее передаточное отношение (Sturmey 305%, Shimano 307%). В отличии от не слишком равномерного расположения передач у Shimano, у Sturmey Archer передаточные числа идут с одинаковым шагом 13%, за исключением шага для самой верхней и самой нижней передач (28%). Особенностью этой втулки является то, что все передачи повышающие, то есть самая нижняя передача прямая. Это означает, что со стандартными колёсами должны применяться очень большая задняя звёздочка на 25 зубьев и очень маленькая ведущая звезда на 33 зуба. Эта особенность втулки является преимуществом для лежачих велосипедов и складных велосипедов с маленькими колёсами, позволяет достичь хорошего диапазон передач с помощью ведущей звезды «нормального» размера.

Шатуны Sturmey Archer

Если сравнивать массу втулок, то планетарная втулка Sturmey Archer легче: Shimano весит 1,75 кг, а версия Phoenix под роллерный тормоз 1,45 кг. Но версия с барабанным тормозом имеет такой же вес, как и Shimano (1,75 кг).

Я захотел установить втулку на свой городской велосипед, заменив свою изрядно изношенную любимую четырёхскоростную втулку Shimano Nexus. Этот велосипед я использовал чаще всего и мне требовались более низкие передачи для езды, необходимые для езды с прицепом и облегчения езды под горку.

Установить эту втулку, как и большинство планетарных втулок, оказалось несложно. Единственное возникли затруднения при установке переключателя на руль. В итоге переключатель пришлось установить на рожки. Переключатель передач представляет собой аккуратно сконструированный механизм с маленькой линзой, увеличивающей число текущей передачи. На переключателе имеется большое устройство для регулировки троса, которое легко вращается даже задубевшими пальцами на морозе. Касательно переключателя, 8-скоростная Shimano выигрывает у Sturmey, так как у неё имеется возможность установки также и триггерного переключателя, а не только поворотного.

Ситуация с конструкцией механизма переключения передач очень напоминают таковую у втулок Shimano: трос идёт к цилиндру на оси, а для настройки необходимо просто выстроить в ряд жёлтые метки. Настройка простая, на деликатная, так как даже после точной визуальной настройки всё же требуется небольшая подстройка в помощью регулирующего устройства на переключателе. Конечно лучшим вариантом было индексирование во втулке, как у Rohloff, чтобы вообще не требовалось никакой регулировки.

Планетарная втулка Sturmey Archer X-RD8

Выше на фотографии чётко видны выравнивающие метки с переключателем (ниже на фотографии), установленным на четвёртую передачу .

Переключатель планетарной втулки Sturmey Archer X-RD8

После того, как вы один раз настроите переключатель, его больше не нужно трогать — втулка отлично работает аж до следующего снятия колеса. Передачи под нагрузкой переключаются не так замечательно, как на 4-скоростной Nexus или Rohloff, но в большинстве случаев при временном прекращении педалирования передачи переключались безупречно. Без тестовой лаборатории тяжело прокомментировать эффективность планетарной втулки Sturmey Archer X-RD8, но субъективно ни одна из передач не казалась слишком неэффективной. Хорошо, что самая нижняя передача прямая и теоретически самая эффективная, так как если когда-либо и встанет остро вопрос эффективности, то это при подъёме на горку на самой нижней передаче.

На моё удивление барабанный тормоз, в отличии от моего изрядно изношенного роллерного тормоза Nexus, работает замечательно и скорей всего после небольшого пробега его работа ещё улучшится.

На момент тестирования цена втулки X-RD8 (с барабанным тормозом) была вполне адекватна и составляла 252 доллара.