Некоторые меня спрашивают зачем мне потребовался ещё один велосипед на планетарной втулке. Просто у меня нашлось лишнее место для велосипеда и я купил планетарную втулку на аукционе ebay по привлекательной цене. У многих по три машины на семью, так что пусть будет у меня три велосипеда на семью.
У меня уже есть один хороший велосипед с планетарной втулкой и я решил купить ещё один велосипед на планетарной втулке Shimano Nexus Inter 7.
Меня всегда интересовала старая добрая 3-скоростная втулка Sturmey-Archer, которую многие закатали до полного исчезновения зубьев на звёздочке. Они была надёжной, могла переключаться и при остановке, и при педалировании, и на свободном ходу, требовала незначительной настройки. Требовалась до безобразия простая настройка — отсоединить тросик, позволить механизму «расслабиться» на самой верхней передаче и убрать провисание троса. Вот и всё: все три передачи настроены или «проиндексировались», как сейчас говорят.
Их широкое распространение ограничивало жалкое количество доступных передаточных отношений. Хотя более поздние версии имели четыре и даже пять скоростей, но это ни на что не повлияло.
Немного удивляет, что дерайлеры с незащищёнными задними и передними звёздами, прыгающими со звезды на звезду, фактически стали стандартным механизмом переключения передач для большинства велосипедистов. В конце концов, 8 звёздочек сзади и 3 спереди могут дать 24 комбинации в сравнении с тремя на втулке Sturmey-Archer. Правильно?
Не совсем правильно. На многих системах вы в любом случае теряете две передачи из 24 , так как цепь не способна растянуться по диагонали от наибольшей передней звезды к наибольшей задней звезде и от наименьшей передней звезды r наименьшей задней звезде. Из оставшихся 22 передаточных отношений не все одинаково полезные (многие из них практически одинаковые). На 24-скоростном велосипеде некоторые из остающихся передаточных отношений очень похожи друг на друга, так что польза от их использования минимальна. Из 24 передаточных отношений реально полезны только около половины. Кроме того передачи на классической системе можно переключать только во время педалирования и нельзя на свободном ходу или во время остановки.
Если на подъёме загорается красный свет светофора, то для переключения на пониженную передачу вам всё равно приходится ехать вперёд — лишь бы только не пришлось стартовать с высокой передачи. Также случайное нажатие на переключатель во время вращения педалей назад может сбросить цепь.
Shimano Nexus 7.
Задняя планетарная втулка Shimano Nexus Inter 7 может лучше всего показать себя на велосипеде, предназначенном для регулярных поездок на работу. Они не только обладают всеми преимуществами удобства эксплуатации старых добрых Sturmey-Archer, но и «достаточным количеством» передаточных отношений — семь передач. При желании можно купить надёжные планетарные втулки с 8 и 11 передачами.
На купленном мною велосипеде установлена 7-скоростная планетарная втулка Shimano Nexus. На велосипеде установлен ручной роллерный тормоз, а не ножной, как на многих европейских велосипедах. Мне не нравятся велосипеды с ножным тормозом, так как на таком велосипеде во время старта трудно добиться оптимального положения педалей. Это особенно важно при движении в автомобильном потоке. Задний тормоз на моём велосипеде управляется рычагом. Тормозное усилие хорошо модулируется. В целях защиты от перегрева тормоз снабжен теплорассеивающей пластиной.
Давайте вернёмся назад к передачам. Переключать передачи на втулке одно удовольствие. Передачи можно переключать, стоя на светофоре, педалируя или при езде накатом, хотя вы не можете сильно педалировать — втулка не переключится, пока вы не уменьшите давление на педали. Передачи переключаются с помощью поворотного переключателя для правой руки. Переключение происходит в виде семи щелчков с небольшими задержками. В отличии планетарных втулок, с которыми мне доводилось иметь дело раньше, здесь трос в не натянутом положении включает самую нижнюю передачу, а не верхнюю. К этому нужно просто привыкнуть, ну а в остальном здесь нечего изучать, скорее нужно разучиться.
Можно купить втулку Shimano Nexus Inter 7 отдельно и на её основе собрать колесо. Она вам обойдётся приблизительно в 159 долларов, что приблизительно составляет цену самого дешёвого нового велосипеда! Роллерный тормоз купить можно за 32 доллара. Абсолютно новое заднее колесо с ободом, спицами, втулкой, покрышкой, камерой и тормозами обойдётся в 238 долларов.
Эксплуатация планетарной втулки Shimano Nexus Inter 7.
Стартуя со светофора, вы можете как гонщик быстро прокликать вверх все передачи. Хотя конечно ваш разгон до 60 км/час вряд ли поразит Джереми Кларксона. Автомобилисты будут завистливо на вас поглядывать, так как они догонят вас на 50 метров дальше, чем ожидали. Намного чаще вы будете вызывать удивление у велосипедистов и многих будет интересовать вопрос, где же у вас на велосипеде расположен механизм переключения передач и что это за задний тормоз.
Технического обслуживания втулка практически не требует. Втулка хорошо герметизирована. У смазки длительный срок службы. Вероятно максимум что потребуется, так это регулировка троса переключения передач после того как пришлось снять колесо для заклейки прокола заднего колеса. Отрегулировать трос совсем несложно: необходимо только выбрать четвёртую передачу и на переключающем устройстве выстроить две красные метки (смотрите на фото ниже). Немного подстроить метки можно с помощью регулирующего устройства, установленного на конце поворотного переключателя.
Регулировка планетарной втулки Shimano Nexus 7.
Если передачи отрегулированы, то на втулке отсутствуют мёртвые «нейтральные» точки, когда вместо запланированной передачи приходится крутить педали вхолостую. Это особенно раздражает мужчин и вредит их шансам иметь детей.
Втулка изящная, с хорошо отполированной оболочкой из нержавеющей стали, хотя и немного громоздкая. Держать втулку в чистоте очень просто. Сразу кидается в глаза прочная добротная цепь, особенно если до этого у вас был велосипед с классической системой переключения передач. Так как на планетарных втулках цепь не испытывает никакого бокового искривления и идёт параллельно к ведущей к задней звёздочки, то по этой причине отсутствует необходимость в гибкой тонкой цепи.
На свободном ходу втулка издаёт слабый тикающий шум. Старая Sturmey-Archer также издавала подобные звуки. На данный момент в я проехал не одну сотню километров на работу и назад и хочу сказать, что велосипед с этой планетарной втулкой стал моим «любимым велосипедом» для передвижения по городу. Мой 24-скоростной велосипед лучше только при езде на длинные расстояния при условии проведения хорошего технического обслуживания, но для повседневных поездок я использую только 7-скоростной Trek. Учитывая большое количество передач, Shimano Nexus должна неплохо себя показать на бездорожье, так как она сама и задние тормоза хорошо защищены от грязи и воды (за исключением луж глубиной 15", когда вода подбирается к тормозу или втулке). Но пока из всего «бездорожья» мне приходилось только брать бордюры.
Единственное, что мне ещё осталось сделать, так это избавиться от сликов с надписью «FAT BOY» большими красными и белыми буквами. Необходимо выбрать покрышку хотя бы с небольшим протектором и с менее обидной надписью.