Обзор планетарной втулки Sturmey Archer X-RD5 (W)

Планетарная втулка Sturmey Archer X-RD5 (W) была куплена новой, она прошла около двадцати километров, после чего был написан данный обзор:

Планетарная втулка Sturmey Archer X-RD5 (W)

Так что же из себя представляет 5-ти скоростная планетарная втулка Sturmey Archer X-RD5 (W)?

Sturmey Archer X-RD5 (w) — это 5-скоростная планетарная втулка с барабанными тормозом, изготовленная Sturmey Archer, теперь являющейся подразделением Sun Race… Это их новая втулка «широкого» диапазона.

У втулки пять скоростей. Использует всего один трос в отличии от старых пятискоростных втулок Sturmey Archer, имевших два отдельных троса и нереально сложную конструкцию переключателя. По моему, чем втулка проще и чем меньше тросов, тем лучше.

Оболочка втулки алюминиевая. Встроен 70 миллиметровый барабанный тормоз. Также доступна 90 миллиметровая версия, которую трудно найти (как и все 90 мм компоненты).

Передаточные отношения в основном соответствуют трёхскоростной Sturmey Archer плюс по дополнительной передаче сверху и снизу…

Общий передаточный диапазон — 256%:

Таким образом, также как и у 3-скоростной, средняя передача прямая и дополнительно имеется одна высокая и одна низкая передачи, которые пригодятся для развития высокой скорости на ровных участках и преодоления крутых подъёмов.

Втулка поставлялась с хорошим набором аксессуаров:

Действительно приятно увидеть оба типа креплений — на самом деле я этого совсем не ожидал. «Новый» тип лучше, так как устройство регулировки крепится к оси, а не к раме. Тем не менее это смотрится достаточно уродливо! С точки зрения OEM-изготовителя система должна быть безаварийной и следовательно потребуется новый тип — надёжный, защищающий втулку от пыли и несложный в установке. Но на винтажном велосипеде про неё можете забить — она будет выглядеть слишком нелепо, а вот «классическое» оборудование будет смотреться намного лучше.

Мне хотелось удалить надпись Sturmey Archer с оболочки втулки, но сплав оболочки оказался достаточно жесткий и практически не царапался. С другой стороны это бонус! Я без проблем заспицевал втулку в оригинальные стальные обода с велосипеда Firestone 60-х годов. Втулка очень хорошо смотрится на велосипеде.

Давайте теперь перейдём к производительности тестируемой планетарной втулки. Тестирование втулки было весьма ограничено во времени — я успел только немного прокатиться по району.

Нам предстоит рассмотреть торможение и производительность трансмиссии. Давайте начнём с тормозной системы!

Раньше у меня был ножной тормоз Perry, на котором я отъездил около 9 месяцев и намотал не один километр. Во время тестового заезда у меня был крутой даунхилл по оживлённым улицам и подъездам с 15-ю препятствиями и светофорами. Такой даунхилл выдержит не каждый тормоз, особенно если вы его не жалеете. Тормоз X-RD5 по сравнении с Perry работает безупречно. Тормозные ручки работают фантастически. Sturmey Archer кажется удалось создать действительно лучший барабанный тормоз. Мой передний тормоз SRAM VT-5000 даже рядом не стоял с этим барабанным тормозом! Спереди будет X-FD, но он ещё не заспицован. Задний барабанный тормоз настолько хорош, что кажется можно обойтись и без переднего! Если сравнивать со старым ножным тормозом, то это небо и земля.

Мне ещё не довелось тестировать втулку настолько долго, чтобы хорошо прочувствовать все её особенности.

Переключатель Sturmey Archer X-RD5 (W)

В качестве переключателя я использовал Sturmey Archer DLS52 R5 — подрульный переключатель в стиле Rapidfire, которые мне нравится больше. Мне хотелось установить SLS50 R5T, но у меня не получилось его купить и скорей всего их ещё нет в продаже.

Переключатель выглядит солидно— алюминиевый корпус за исключением пластикового индикатора передач. Крепёж весь металлический, что по моему мнению является серьёзным преимуществом. Как и у большинства переключателей этого типа с помощью нижнего рычага одним нажатием можно переключить только две передачи, а верхний рычаг за раз переключает по одной передаче. Для понижения передачи требуется уменьшить натяжение троса, также как на всех втулках Sturmey Archer, когда при абсолютно не натянутом тросе включена наивысшая передача, а при максимально натянутом самая нижняя.

Переключение плавное и точное. Чувствуется небольшая задержка при переключение с четвёртой на пятую передачу, но во всём остальном втулка реагирует достаточно быстро. Система сцепления на этой втулке отличается от 3-скоростных.

В отличии от втулок с ножным тормозом, благодаря конструкции втулки отсутствует проблема загрязнение тормоза смазкой планетарного механизма. Барабанный тормоз полностью отделён от остальных компонентов втулки, так что он практически не требует никакого обслуживания.

В основном на нижних передачах чувствует некоторая неуверенность работы втулки. Мне кажется, что эта проблема разрешится после небольшой притирки планетарных механизмов. Большинство планетарных втулок работают всё глаже и глаже со временем. Это не большая проблема, просто немного заметно на низкой передаче. Как и ожидалось самой гладкой оказалась прямая передача. Общее передаточное отношение достаточно хорошее!

Об чём же рассказать ещё? Наверное стоит сказать про вес…

X-RD5 (W) весит приблизительно на 100 грамм больше за современную 3-скоростную втулку с ножным тормозом. Учитывая наличие двух дополнительных передач и очень хорошего тормоза, получается действительно неплохо. Высокая масса втулки практически незаметна на фоне старого ножного тормоза Perry, стальных ободов и стальной рамы.

Переключение передач работает отлично. Тормоз потрясающий. Небольшие неровности в работе втулки я думаю со временем сгладятся. На данный момент втулка меня полностью устраивает, особенно её комплектация. Я рад увидеть, что Sun Race достойно продолжила производство планетарных втулок Sturmey Archer и способна выдать действительно качественный продукт. Надеюсь порадует нас ещё не одной хорошей втулкой!

Планетарная втулка Sturmey Archer X-RD5 (W) после разборки

Планетарная втулка Sturmey Archer X-RD5 (W) после разборки.