«Классический» велотурист ездит с велорюкзаком, который крепится на багажник. А вот любители туризма «байкерского» часто предпочитают ездить с заплечными рюкзаками. Возить груз за плечами, особенно если его много, тяжело, и к тому же не полезно для позвоночника. Заметьте — пешеход может нести рюкзак, держа спину вертикально, а велотурист всегда наклоняется вперед, что для спины вредно.
Багажные рюкзаки бывают двух основных классов: однообъемные и трехсекционные. Последние служат для небольших походов «вокруг дома» и удобны тем, что позволяют варьировать объем. Скажем, решили вы съездить на однодневную покатушку — взяли одну боковую сумочку. А если ваш поход полномасштабный, дня на три — то взяли весь рюкзак, состоящий из двух боковых сумочек и верхнего «чемодана». Недостатки такой конструкции: в рюкзак из трех частей сложно положить что-то большое, например, палатку, и ее приходится фиксировать сверху. Тяжело переносить такой рюкзак, если надо, скажем, провезти велосипед в поезде. Просто не хватает рук. Наконец, крепление рюкзака к багажнику требует от туриста выдержки — операция занимает не одну минуту.
Все эти и ряд других проблем решает однообъемный рюкзак. Рояль в него, наверное, не поместится, но любая палатка входит без проблем. Время на крепление к багажнику требуется минимальное, и такой рюкзак обычно снабжен лямками для переноски за спиной, что удобно не только при посадке в транспорт, но и при прохождении болот-буреломов.
Как выбрать однообъемную сумку на багажник?
Перво-наперво, обратите внимание на крепления. В комплекте не должно быть никаких креплений, кроме одной или двух лямок спереди и сзади рюкзака, которыми он крепится к багажнику. Никаких креплений лап к багажнику быть не должно. Если они есть — эта модель вам не подходит, так как ее разрабатывал не велотурист. Если в дальнейшем вы придете к выводу, что хотите как-то лапы к багажнику крепить — возьмите обычный эспандер и проблема будет решена. Все виды промышленных креплений: крючочки, внутренние застежки, стропы — это все придумали люди, которые на велосипеде в поход не ездят, а значит и другие решения, примененные ими в конструкции велорюкзака, могут быть столь же далекими от жизни.
После креплений сразу обратите внимание на цвет рюкзака и наличие на нем катафотов. Рюкзак должен быть либо ярким, либо иметь яркие вставки, а катафоты должны быть не только сзади, но и с боков! Если это условие не выполняется, значит автор рюкзака не обременял себя заботой о вашей безопасности. Если конструктор забыл о безопасности, что еще важное он мог не вспомнить при разработке этого изделия?
Если «первичный» тест рюкзак прошел, то переходим к его дальнейшему анализу. Объем рюкзака для больших походов варьируется от 70 до 90 литров. Если вы не бываете в «автономках», когда надо везти на себе многодневный запас еды, то лучше брать модели меньшего размера, 60 - 65 литров. На рюкзаке должны быть задние карманы «правильного велотуристского размера» — то есть вмещающие в себя полуторалитровую бутылку. Это удобно, когда приходится перевозить воду. А вот объемных боковых карманов на рюкзаке быть не должно. Они часто цепляются за различные препятствия и мешают проходу в двери. Удобно, когда на рюкзаках предусмотрены внешние крепления для пенки, топора. Хорошо, когда в клапане рюкзака есть место для хранения карт и разной походной мелочи. Лучшие велорюкзаки российского производства традиционно выпускаются в Петербурге.
Раз заговорили о велобаулах, дадим совет, как велобаул надо упаковывать. Главных принципов два: первый — лапы велорюкзака должны быть набиты до предела. Если у вас мало вещей — пусть ваш велобаул будет набит только в лапах, а верх будет пуст. Туго набитые лапы — залог того, что ваш рюкзак будет плотно, не ерзая, сидеть на багажнике. Второй принцип — груз нужно равномерно распределять между лапами, чтобы общий центр тяжести велосипеда находился как можно ниже. Здесь все понятно: если в одну лапу сложить топор, тушенку, ремнабор и котлы, а в другую — объемный, но легкий спальник, то как бы вы не фиксировали рюкзак, все равно его будет перекашивать. Если вы правильно распределили вес, то рюкзак будет спокойно сидеть на багажнике, даже если вы вообще его не прикрепите. В одном из наших походов был случай, когда опытный турист уронил с байка рюкзак. Оказалось, что он просто забыл его закрепить, но рюкзак весь день сидел на багажнике самостоятельно! Вот что значит точный баланс и правильная упаковка!
При складывании вещей в велобаул убедитесь, что жесткие предметы (топоры, банки тушенки, котлы) не должны соприкасаются со внутренними частями велобаула, прилегающими к багажнику. В противном случае они перетирают или, правильнее сказать, «перебивают» ткань до дыр. На каждой кочке банка тушенки, грубо говоря, подскакивает и падает, а ткань велобаула, попадающая между багажником и злополучной банкой, перебивается.
Если вы не уверены в водонепроницаемых свойствах вашего велобаула, то самые важные вещи (например, спальник) надо прятать в гермопакеты (такие же, как используют туристы водники) или применять накидки на велобаул. Самый простой вариант — накинуть на велобаул кусок полиэтилена и зафиксировать его эспандером. Выглядит конструкция не сильно красиво, но сухие вещи в походе дороже!
Велосипедные сумки.
Для перевозки всякой необходимой туристу мелочи удобно использовать специальные сумки, которые вешаются прямо на велосипед. Сумки бывают подседельными, подрамными и на руль. Маленькие подседельные сумочки удобны для перевозки, скажем, ключей от квартиры. Есть такие экземпляры объемом с обычный стакан — 0,2 литра. Большие «подседельники» применяются для перевозки запасных камер, пары велоключей. Для этих же целей служат и подрамные сумки, часто в них делают даже специальное отделение для ремнабора. Хранить все, что необходимо для ухода за велосипедом, в отдельной сумочке весьма удобно, так как часто ключи не такие уж и чистые, чтобы держать их, скажем, вместе с запасной одеждой. Подрамные сумки большого размера (бывают по два литра и более) служат для перевозки, скажем, дождевика, или дневного перекуса. Сумки на руль делают довольно большого размера — 5 литров и более. Удобнее всего на руле возить фотокофр — специальную сумку для перевозки фотоаппарата. В случае необходимости его можно быстро достать и сделать снимок. В походе это важно, так как выглянувшее на минутку солнце или проходящий мимо местный житель вряд ли будут ждать, пока вы разберетесь со своим рюкзаком.