Почему дорожные уголковые отражатели не могут заменить на велосипеде фару и задний фонарь

Катафоты не могут обеспечить безопасность велосипедистов по объективным оптическим причинам, что приводит к многочисленным авариям и смертям.

Ночью за рулём автомобиля мы видим ярко сияющие отражатели дорожной разметки, стопсигналов, катафоты велосипедистов. Нам не трудно уклонится от них. В таком случае возникает вопрос: если так просто заметить эти сверхяркие дорожные отражатели, то почему тогда все опытные велосипедисты настаивают на обязательном наличии света у велосипедистов, чтобы их могли увидеть ночью?

Существует строго научный ответ: дорожные отражатели работают только в специфических условиях, преобладающих в большинстве случаев вождения в тёмное время суток. Поэтому у нас складывается впечатление, что дорожные отражатели нормально функционируют большую часть времени или всегда. Но всё же они могут совсем не работать в неподходящих условиях, что приводит к авариям с участием велосипедистов.

Выйти за рамки ряда условий, необходимых для их нормальной работы отражателей, довольно просто.

Почему уголковый отражатель может не сработать? Как же это может произойти — ведь он же не имеет электрических компонентов, которые могли б выйти из строя.

Тем не менее существуют другие ограничения:

Это далеко неполный список, но он указывает на один важный момент — огромное множество факторов может препятствовать катафотам отражать свет к водителю. На это указывают и частота несчастных случаев ночью: почти каждую ночь в нашей стране погибает один велосипедист, а ещё больше травмируется. Я думаю многие жертвы этих аварий имели отражатели на своих велосипедах. По правилам дорожного движения велосипед должен быть оборудован или фарой и задним фонарём, или уголковыми отражателями. Таким образом утверждается, что уголковые отражатели также эффективны как и активные источники света, а их технические характеристики соответствуют нормам безопасности. Я в это не верю.

Чтобы лучше понять причины неработоспособности отражателей давайте разберём их более подробно: угол освещения, угол наблюдения, луч фары, положение транспортных средств на проезжей части, человеческие факторы и другие проблемы.

Угол освещения.

Уголковый отражатель светит максимально ярко при перпендикулярном расположении к лучу свету. К примеру при расположении обгоняющей машина прямо за велосипедом, отражатель будет светить ярче, чем в случае приближения обгоняющей машины по кривой, когда её фары постепенно наводятся на отражатели.

«Угол освещения» измеряет насколько близко к перпендикуляру расположен отражатель. Уголковые отражатели достаточно яркие в пределах десяти градусов к перпендикуляру. С увеличением этого угла отраженная яркость резко падает по колоколообразной кривой.

Понимая крутой характер этой кривой (так как в реальности дороги имеют резкие закругления, а передние колёса велосипедов виляют), производителям пришлось модернизировать велосипедные отражатели.

По техническим требованиям отражатели должны иметь три поверхности, направленные под углом 30° к друг другу. В этом случае фара приближающегося автомобиля будет направлена на интенсивно отражающий участок катафота под маленьким углом освещения на протяжении широкого диапазона углов между машиной и велосипедом.

Рациональна ли такая конструкция уголкового отражателя с разрезом его поверхности на три маленьких участка? Действительно ли нужно было пожертвовать наиболее необходимым отражением назад ради усиление маловостребованных отблесков с заднебоковых углов. Я считаю этот спор второстепенен, так как велосипедист в любом случае нуждается в активном заднем фонаре, а ещё лучше в двух, так как обгоняющий автомобилист попросту может быть невнимательным или пьяным. Яркий отражатель хорошо смотрится только в качестве сахарной глазури на торте. Другая причина бесполезности данного спора это неверное предположение, что более яркий свет более безопасен. Американец Ричард Блумберг на основании многочисленных научных исследований пришёл к заключению, что некоторые тусклые объекты могут привлекать больше внимания, чем яркие. В одном из исследований Блумберга больше всего баллов расстояния распознавания набрал старый мигающий проблесковый фонарик Belt Beacon.

Давайте на схеме на примере трёх водителей проследим влияние угла освещения на эффективность отражателя. Водитель справа увидит самое яркое отражение, так как его угол освещения нулевой, водитель посередине — немного тусклого света, так как его угол освещения составляет приблизительно 30 градусов, а водитель слева, чей угол освещения составляет приблизительно 60°, вообще не увидит никакого отражённого света.

Угол наблюдения.

Если карманный фонарик держать на уровне своих глаз и направить его на отражатель, то он будет выглядеть достаточно ярким. Но если его держать на расстоянии руки, то отражатель уже не будет казаться таким ярким. Близость расположения источника света к глазам наблюдателя характеризуется «углом наблюдения» — углом между лучом света направленным к отражателю и лучом отражённым назад к глазам наблюдателя.

Чтобы велосипедный отражатель, отражающая одежда, аксессуары выглядели яркими, глаза водителя должны находится в пределах очень узкого угла наблюдения. В промышленности для измерении эффективности отражателей и отражающих аксессуаров был введён стандарт на угол наблюдения 0.2°. На практике это будет означать, что в большинстве дорожных ситуаций глаза водителя будут находится далеко за пределами дуги в 0.2°.

Поэтому эффективность отражателя измеряют при угле наблюдения 1,5°, который ещё выглядит реальным для водителя легкового автомобиля. Но даже 1,5° нереальны для водителя грузового автомобиля, голова которого находится намного выше фар. Говоря об эффективности отражателя имеют ввиду измеренные канделы при угле 0.2°. Таким образом используется хоть и верное, но неуместное измерение, и соответственно представленные цифры яркости выходят неправдоподобно завышенными.

Ещё одна из самых главных причин приобрести жизненно необходимый задний фонарь вместо отражателей — это перегоревшая или неправильно направленная левая фара автомобилиста. Снабжённый отражателями беспечный велосипедист может наивно полагаться на оставшуюся правую фару, абсолютно неэффективную из-за нереально большого угла наблюдения. Водитель с перегоревшей левой фарой при обгоне не увидит отражатель или отражающую одежду, так как уголковый отражатель излучает свет обратно назад к источнику света. Глаза автомобилиста находятся за пределами угла в 1.5° (конуса шириной 3°) и получают очень мало отражённого света.

Форма луча фары.

Велосипедисты на пересекающихся улицах и даже приближающиеся велосипедисты полагаются на рассеянный свет — случайный свет, вообще не предусмотренный в форме луча автомобильной фары. Свет автомобильных фар направлен вниз и немного вправо. Обычно рассеянный свет достаточно яркий, чтобы катафоты на велосипеде хорошо светили на пересекаемой дороге, но происходит это не всегда. Я думаю лучше не ставить свою жизнь в зависимость от этого рассеянного света.

Формы лучей фар сильно отличаются на различных автомобилях. По стандартам фара должна иметь минимальное и максимальное значения освещённости в нескольких точках, но освещённость дороги конкретной фарой между этими точками может быть совершенно разной.

Положения транспортных средств на проезжей части.

Структура ночных столкновений велосипедов с автомобилями весьма интересна: только четвёрть этих аварий происходит при обгоне сзади, остальные три четвёрти автомобилистов приближаются к велосипедисту спереди. Она включает в себя несколько моментов:

  1. Аварии при обгоне не настолько большая проблема как я думаю многие полагают, но всё же для этих целей обязательно приобретите пару задних фонарей;
  2. Как и в дневное время преобладают аварии спереди — столкновения на перекрёстках;
  3. Аварии с наездом на велосипед спереди в принципе не могут быть предотвращены велосипедистом. Многие велосипедисты видя автомобиль с включённым светом, предполагают что и водитель внутри видит их также хорошо. Однако это неверное предположение. Снаружи машины свет выглядит ослепительно ярким, но если взглянуть изнутри машины, то будет хорошо освещён только небольшой участок дорожного покрытия перед машиной.
Катафоты

Из-за ограниченного сектора обзора луча фары на пересекаемой дороге из темноты может внезапно появится велосипедист и угодить прямо под колёса машины. Это хорошо видно из рисунка выше.

Положения автомобиля также имеет значение в авариях при обгоне на извилистых дорогах с ограниченной видимостью. В некоторых обстоятельствах фары не могут сразу ж высветить отражатели велосипедиста. Это ещё одна причина купить задний фонарь.

Из четырёх велосипедистов на этом рисунке только один находится в луче автомобильной фары. Встречный и приближающиеся с боков велосипедисты освещены только рассеянным светом внешних лучей, от которых зависит их жизнь. Обгоняемый велосипедист освещён, но и то при условии правильной работы фар автомобиля.

Три четверти ночных аварий происходят с наездом на велосипедиста спереди. Оставшаяся четверть — аварии с наездом сзади, что только доказывает правоту закона Мэрфи по отношению к эффективности отражателей.

«Человеческий фактор».

Человеческие ошибки бесконечны в своём многообразии.

Как-то мне довелось увидеть один весьма интересный велосипед с испорченным задним отражателем — его хозяин приклеил к отражателю сзади кусок чёрной изоленты, которая полностью закрывала заднюю сторону отражателя. По-видимому это совершила очень остроумная личность, которая не заглядывала на наш сайт.

Намного более характерная и распространённая ошибка —водитель не «видит» велосипед, даже несмотря на то что свет отражателя попадает прямиком на сетчатку глаза. Ведь на самом деле мы смотрим нашим мозгом, а не глазами. Мозг может и должен подавлять блики, смысл которых не может осознать. Он также может неправильно их распознавать, например, приняв их за отражатели ограждений.

Когда ты за рулём, твой мозг «не замечает» очень много вещей. В ином случае зрительная информация оказалась бы чрезмерной. Когда появляется нечёткий зрительный образ велосипедиста, скорее всего мозг его проигнорирует и водитель не «увидит» велосипедиста. Мозг поменяет своё мнение и «увидит» велосипедиста осознанно только после того, как зрительный образ станет достаточно большим.

Туман.

Я длительное время проводил эксперименты с туманом. В юности я установил несколько отражателей на телефонных столбах за моим домом и смотрел на отражатели каждый раз как возвращался домой ночью.

В ясную ночь они видимы хотя и не особо хорошо с 0,5 км — на самом последнем телефонном столбе в поле зрения. В туманные ночи расстояние уменьшается до 30 метров. И примите во внимание, что я смотрел как предупреждённый наблюдатель и знал что вот вот они должны появится. Я уверен, что многие с моей улицы даже не обращали внимание на них.

Ночью свет фар жизненно необходим.

Почему в вопросах своей безопасности мы должны полагаться на других и надеяться, что они сделают всё правильно? Отражатели работают только тогда, когда свет светит на них, глаза водителя непосредственно расположены за источником света, водитель едет медленно в условиях сильного тумана и т. д.

Почему до сих пор в правилах дорожного движения рекомендуется использовать уголковые отражатели наравне с фарами и задними фонарями? Никто ж серьёзно не считает, что одни только уголковые отражатели в состоянии обеспечить безопасность ночных поездок. Но с другой стороны каждый вечер как мы возвращаемся домой с работы, мы видим велосипедистов исключительно потому что их велосипеды оборудованы отражателями. Уголковые отражатели тоже приносят немалую пользу.

Просто переписав пункт правил, оставив в нём только фары и фонари, мы ничего не добьёмся — водители по-прежнему будут сбивать беспечных велосипедистов на ночных дорогах. Наоборот добавление более строго требования — требования фонарей — простимулирует некоторых неподготовленных велосипедистов выехать ночью, что вероятно приведёт к увеличению аварий на дорогах. ГАИ и милиция тоже не будут бегать с АК-47 за каждым велосипедистом, чтобы проверить соблюдение правил освещения на велосипедах.

Проблема заключается в другом — многие считают наличие уголковых отражателей на своём велосипеде достаточным для обеспечения безопасности ночной поездки, когда это всего лишь весьма небезопасная временная мера.

Законы.

В правилах дорожного движения не прописано обязательное наличие задних фонарей ночью. Неизвестен процент аварий при обгоне, вызванный отсутствием заднего фонаря на велосипедах, так как немалая часть из них совершается пьяными водителями или по другой причине, не связанной с незаметностью велосипедиста на дороге. Аварии такого рода отнюдь не преобладают в структуре ночных ДТП с участием велосипедистов, но всё же это сотни смертей в год. Обязательно купите на свой велосипед фару и заднюю мигалку!