Как выбрать туристический рюкзак для велопоходов

Рюкзак фото

В отличие от велобаула, размещающегося на багажнике велосипеда, велорюкзак занимает почетное место на спине велотуриста. Хорошо ещё, что не на шее. Спина велотуриста, это не спина какого-то пешего туриста или там байдарочника! Наша спина предъявляет весьма специфические требования к рюкзаку.

Рюкзак на спине.

Итак, велорюкзак понадобится в основном для однодневных покатушек для сохранения полезных вещей. Иногда в качестве дополнения к сумке на багажнике в большие автономные походы берут заплечный маленький рюкзак. Он будет весьма полезен на случай, когда вам нужно из лагеря забраться на ближайшую горку! Для этого как раз и нужен маленький рюкзачок. Наконец, велорюкзак весьма удобен в условиях городской жизни. Если нужно поехать в институт, к другу, в магазин — без рюкзака за плечами будет неудобно. Обратите внимание, что рюкзак необходимо подобрать индивидуально под каждого велосипедиста. Во-первых, не надо пытаться купить большой рюкзак! Когды вы на своём горбу тащите груз даже 10 килограмм, то это уже сущесвенно омрачняет вашу поездку. Рюкзаки рассчитаны в первую очередь на пешехода и адаптированы к его требованиям. А как мы уже отметили, у нас велосипедистов свои требования. Вот основные.

Форма рюкзака.

Потеря «прямохождения» должна в некоторой мере компенсироваться формой велорюкзака. Велосипедист, сидя на своём велосипеде, в определённой степени наклоняется вперед, тогда как пешеход обычно идет перпендикулярно к поверхности земли. Предположим, «изначально наклонному» велосипедисту необходимо проехать под нависающей над дорогой веткой. Что он в этом случае делает? Наклоняется еще сильнее вперед. Обычный рюкзак при наклоне велосипедиста гордо подымается над его головой и задевает за ветку. Другой пример: перед байкером возникла редкая, но приятная возможность: нужно спустится с горкий по гладкой длинной асфальтовой дороге. Велосипедист нагибается для снижения лобового сопротивление воздуха! Но опять же обычный рюкзак будет возвышаться над головой, увеличивая сопротивление воздуха. Поэтому большинство производителей велорюкзачков сверху делают его потолще, а снизу в виде «капли». Из-за такой формы во время наклона рюкзак не так выпирает над головой, соответственно, велосипедист более аэродинамичен и не задевает за всякие ветки.

Цвет рюкзака.

Велорюкзак обязательно должен быть ярким: ярко-оранжевым, красным, ярко-желтым или другого яркого света! Велосипедный рюкзак напоминает пионерский галстук. Если вы в школе не изучали пионерские песни, то напомню, что советские школьники разучивали песню об пионерском галстуке. Есть в ней таки строчки: «Галстук свой береги, потому что он одного цвета с нашим знаменем!». Действительно самые большие неприятности с велосипедистами приключаются не в глухом лесу, а на дорогах, больше городских. Водители обычно просто не видят движущегося велосипедиста. Поэтому максимально яркий цвет снизит риск попасть в ДТП. Если вам принципиально не нравятся яркие цвета, то просто подумайте, что для вас лучше: постоянно носить заметный рюкзачок или хотя бы один раз попасть в ДТП. К слову сказать, ведущие производители рюкзаков преимущественно стараются применять именно яркие цвета. Если вы увидите небольшой и симпатичный рюкзак на спину темных или серых тонов, то можете быть уверенными, что это не велосипедная модель. Пешеход редко ходит по дорогам, и яркая раскраска ему ни к чему. Если по форме вам тяжело определить, велосипедный рюкзак перед вами или нет, то по цвету это сделать много легче.

Отражающие полосы.

Ночью «все велосипедисты серы». За исключением тех байкеров, у кого рюкзаки снабжены вставками из светоотражающей ткани или светоотражающими полосами. А повод обзавестись светоотражающими элементами всё тот же: чем раньше вас увидит водитель грузовика, тем больше у вас шансы не пополнить списки попавших в ДТП. Отдельно отметим, что светоотражающие полосы не отменяют необходимость в яркой окраске рюкзака. Отражающие полосы нужны ночью, чтобы отражать свет фар, а яркий цвет должен привлекать внимание водителей днём. Помните знаменитое изречение Козьмы Пруткова? «Когда тебя спросят, что тебе полезнее, Солнце или Луна, ответствуй: «Конечно, Луна! Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а Луна освещает дорогу ночью». Поэтому в светлое время суток полезнее яркий цвет рюкзака, а в тёмное — отражающие полосы.

«Сеточка».

Разница между рюкзаком с сеточкой и простым рюкзаком велика. Спина может «дышать», а спина у настоящего велосипедиста широка с большой площадью. Спина потеет под рюкзаком и пот льётся ручейками, сливается в речки и затапливает штаны. А в штанах у велосипедиста главное — ноги! Ноги быстро сотрутся, если будут елозить по сырой материи. Специальные облегающие «велосипедки» с памперсом конечно защищают, но тем не менее…

При ношении рюкзака с сеточкой отсыревают всего четыре точки контакта креплений рюкзака с велосипедистом: в зависимости от вида рюкзака нижние крепления и плечи под лямками. В хороших моделях нижние крепления находятся немного сбоку. То есть, если эта небольшая часть тела отсыреет, то отсыретт только внешняя сторона бедра. Кроме рюкзаков с подвеской, существуют еще рюкзаки «повышенной комфортности» с мягкой профилированной спинкой. Она состоит из двух подушек из хорошо продуваемого вспененного материала с внутренними воздушными каналами, покрытого нейлоновой сеткой. Подушки разделены вертикальным вентиляционным каналом вдоль позвоночника. Поверхность спинки рюкзака состоит как бы из множества ячеек и соприкасается со спиной велосипедиста на небольшой площади. Такого типа рюкзаки удобно использовать и зимой, когда, с одной стороны, рюкзак должен греть спину, а с другой — обеспечивать необходимую вентиляцию.

Крепление рюкзака.

Рюкзак на велосипедисте должен сидеть плотно и одновременно не мешать дышать при интенсивной езде, сдавливая живот и грудную клетку. Если рюкзак сидит на велосипедисте неплотно, то он будет постоянно елозить по спине, подпрыгивать отдельно от велосипедиста и доставлять различные неприятности. На самых продвинутых рюкзаках предусмотрены дополнительные крепления в виде стяжек к груди немного ниже шеи. С помощью них можно стянуть лямки рюкзака и прижать рюкзак к спине. На дыхании эти стяжки никак не сказываются. Рекомендуем использовать именно такие крепления. Крепления на пояс подходят для пешеходов, но велосипедисту с ними надо обращаться аккуратно. Если на рюкзаке в наличии оба крепления, то крепления на груди нужно затянуть плотно, а крепления на поясе просто защелкнуть без затягивания. А вот когда вам нужно пройтись с рюкзаком без велосипеда, то в этом случае будет удобно использовать крепление за пояс, а на груди можно не закреплять.

Водонепроницаемый чехол.

В современном велорюкзака на дне предусмотрен специальный кармашек, в котором находится свернутый чехол. Во время дождя его можно набросить на рюкзак. Это лучше, чем просто купить непромокаемый рюкзак. Потому что у полностью непромокаемых тканей есть распространённые недостатки, из которых самый распространенный — низкая эластичность (рюкзак будет мешать). Кроме того, это может увеличить вес рюкзака. Со временем такие рюкзаки теряют водоотталкивающие свойства. Немаловажным вопросом для байкера остается и их высокая цена.

Крепления под шлем.

Конечно велосипедный шлем должен находится на голове. Но будет странно сидеть в кафе или ехать в электричке в шлеме на голове. Поэтому лучше всего его будет прикрепить к рюкзаку с помощью креплений — пришитых в верхней части рюкзака специальных резинок.

Специальная секция для бумаг.

Вряд ли можно увидеть байдарочника или, к примеру, лыжника, добирающегося до места учебы или работы на байдарке или лыжах. А вот велосипедисты часто используют свой велосипед в качестве транспортного средства передвижения к месту учебы или работы. Вот только куда же складывать различные бумаги, мнущиеся книги и конспекты, которые нужно возить с собой? В велорюкзаке у самой спины предусмотрено небольшое отделение, где можно не переживать за документы.

«Прибамбасы».

Да, есть вещи, которые иначе как «прибамбасами» не назовешь. Но многие из них весьма полезны. Например, на байкерских рюкзаках делаются внешние карманы из сеточки, куда можно ставить дополнительные фляжки или бутылки. Многие рюкзаки оснащены питьевой системой, получившей название Camel Back. Суть системы в том, что в рюкзак вставляется пластиковая емкость с водой, которая бывает, кстати, довольно внушительных размеров (4 л и более), от которой идет трубка прямо в рот байкеру. Впрочем, мы с вами жители северной страны, и острой потребности в такой системе у нас нет.

Объём рюкзака.

Спина у байкера хоть и широкая, да «не казенная». Не стоит слишком увлекаться перевозкой грузов на спине. Если груза много, более 6-7 кг, то лучше подумать над тем, чтобы использовать по назначению велосипедный багажник. Багажник, может быть, тоже не казенный, но все-таки железный. Помните только одно: груз на вашей спине — активная масса. Она участвует во всех ваших движениях. Помните технику езды — перенесите массу назад… отклонитесь вбок…? Рюкзак на вашей спине отклонится вместе с вами, что может помочь проехать сложное место. А вот груз на багажнике — масса пассивная. Масса эта лежит мертвым грузом и положение свое по вашему желанию не меняет.