Виды туристических горелок.
Туристические горелки служат для приготовления пищи в походе. Они незаменимы в походах, где ожидаются проблемы связанные, например, с нехваткой дров для костра или существует запрет на разведение оных. Нехватка дров обычно возникает в походах по высокогорью, степям юга России и Украины, в тундрах, а за рубежом практически повсеместно.
Типы горелок: жидкотопливные (керосин, бензин и т. п.), газовые и мультитопливные. Под «мультитопливными» горелками подразумевают 2 типа горелок: работающие на нескольких типах жидкого топлива и работающие как на газе, так и на бензине. Также горелки бывают, например, спиртовые, но в велотуризме они распространены мало.
У туристических газовых горелок много различных достоинств. Во-первых, газовая горелка запускается за несколько секунд. Во-вторых, из-за простоты конструкции она работает безотказно! В-третьих, в отличие от бензиновых газовые горелки редко взрываются или выбрасывают языки пламени. Поэтому газовой горелкой можно пользоваться в закрытых помещениях: палатках, кемпингах, гостиницах. В разобранном состоянии она занимает мало места. Газовые горелки дешёвые. Но у них есть и отрицательные стороны. Газовым горелкам нужен газ, продающийся в баллонах. Достать газовый баллон в провинции трудно, поэтому нужно запастись из дому всем объёмом газа, который может потребоваться в походе, а он занимает немало места. Во-вторых, они плохо себя ведут на морозе, но к счастью велосипедисты редко ездят по морозу. И наконец, в-третьих, газовые баллоны в перевозить в самолёте запрещено, поэтому придётся покупать их уже на месте, что не удобно.
Как сказано выше под мультитопливной горелкой подразумеают как горелку, работающую на бензине/газе, так и на различных типах жидкого топлива. Горелкам, одновременно работающим как на бенизне, так и на газе, присущи почти все преимущества газовых горелок, за исключением габаритов и цены: габариты больше, а стоят — дороже. Но такая горелка незаменима, если предстоит авиаперелёт. Если в точке старта не будет возможности заправится газом, то можно купить бензин и ехать дальше. Другой пример: если газ где-то в глуши закончится, то можно купить бензин. Однако мультитопливным горелкам присущи все недостатки бензиновых, и даже в большей степени. Особенно раздражает их привередливость к качеству жидкого топлива. Купленный в провинции некачественный бензин не поможет приготовить еду, а только выведет из строя горелку.
Самый старый вид горелок — жидкотопливные горелки. Они могут работать на керосине, бензине, растопке для грилей, «галоше» (бензине-растворителе), … То есть они кушают любое топливо (кроме спирта), но вот только качество их работы весьма неудовлетворительно. Самое главное достоинство бензиновой горелки: топливо для такой горелки можно достать где угодно и оно дешёвое. Также они мало восприимчивы к морозам. Вот и все достоинства, а вот недостатков уйма.
Первый недостаток состоит в том, что они работают только на чистом топливе. Существенной проблемой может стать бензин с «илом или песком», так как из-за него может забится дроссель маленького отверстия. Через него на парогенератор поступает бензин. Во время предчувствия вкусного ужина горелка неожиданно может погаснуть и придётся занятся прочисткой отверствия.
Вторым недостатком является необходимость «разводить» горелку. Её можно развести за несколько минут, но сам процесс обычно сопровождается малоприятными явлениями. Сначала нужно аккуратно налить бензину в бак горелки, не пролив его на поверхность горелки, так как он может впоследствие воспламениться. Бензин требует доочистки: его можно процедить через сложенную в несколько слоёв ткань или марлю. Во время этого процесса бензиновый запах распранится на всю округу. Потом встроенным насосом создать требуемое давление в баллоне. Чтобы «процесс пошел» в зависимости от конструкции следует разогреть саму горелку. Например, сухой спирт можно разложить на горелке и поджечь. Затем наступает самое интересное: при повороте вентиля… из горелки валит чёрный дым и пламя столбом. Это происходит, если примус ещё не успел разогреться. И только после проведения всех этих процедур, когда горелка разогревается, она будет стабильно работать. Но если процесс прервать хотя бы напару минут, то придётся по новой «разводить» примус.
Третий недостаток данного вида горелок состоит в том, что они эпизодически могут извергать в разные стороны языки пламени, а иногда даже взрываются. Они в сравнении с газовыми горелками тяжелее, массивнее и коптят. Бензин дешёв и широко доступен, но его трудно держать в замкнутом объёме. Бензином может пропитаться всё ваше имущество. Вы будете постоянно чувствовать запах бензоколонки.
Так с чем же все-таки идти в велопоход? Мы дадим такие рекомендации: для несложных походов по центру России и в странах Европы удобнее пользоваться газом. А вот для сложных экспедиций по местам диким, как в России (Сибирь, например), так и за рубежом (Монголия или Восточная Турция), лучше пользоваться мультитопливными горелками.
Какую горелку и котёл выбрать?
С бензиновыми довольно просто — посмотрите оборудование фирм Primus или MSR. Они, конечно, гораздо дороже отечественных аналогов, но ушли от них довольно далеко по качеству исполнения и продуманности конструкции. В частности, баллон с бензином у них соединяется с самой горелкой шлангом, а не сделан в одном корпусе. Это значительно уменьшает вероятность взрыва.
Газовую горелку выбирают, исходя из ее мощности. Если вы обычно путешествуете вдвоем, то можете ограничиться горелками небольшой мощности (до 1500 Вт). Их вполне хватит, чтобы за разумное время приготовить чай или кашу, они компактны и мало весят.
Если вы ездите компаниями по 3-5 человек, обратите внимание на более мощные «агрегаты», от 3000 Вт. Если же вы привыкли покорять просторы нашей планеты «большими бандами», то придется приобретать несколько горелок, ибо приготовить еду, скажем, на 8 человек на одной, пусть и очень мощной горелке, сложно. Вот тут-то надо обратить внимание на такой аспект: газовые горелки бывают разных стандартов! То есть к горелкам Campingaz не подойдут баллоны Primus. Перед тем как купить горелку, поинтересуйтесь у друзей, какой стандарт используют они. Есть и другой выход — переходники, а также горелки, подходящие к обоим стандартам.
Наконец последний вопрос: сколько газа или бензина брать? Ориентировочные данные: баллона объема 450 г хватает на кипячение 22 литровых котелков. А баллона с массой газа 220-230 г — на 10-11. Вот и прикидывайте, что к чему. Заметим: с горелками большой мощности не стоит использовать маленькие баллоны.
Для приготовления пищи горелки или костра мало — необходимы еще котлы. И здесь есть проблема. Котлы для костра и для горелки… должны быть разными! Для костра хорошо подходят котлы в форме «стадиона», а не круглые. Связано это не с тем, что в них удобнее готовить, а с тем, что их легче перевозить в рюкзаке, куда котелок обычной формы влезает плохо. Хорошо иметь котлы-вставки, которые как матрешки вставляются один в другой. В обычный велопоход берут два котла на команду. В одном готовится еда, в другом — чай. В походы автономные, в особенности по местам, где есть проблемы с водой, хорошо брать третий котелок, в котором кипятят воду и разливают ее по флягам-бутылкам для употребления днем. Это помогает сильно экономить время. При выборе котелков обратите внимание на то, как они сделаны. Наиболее простая технология — пайка. Суть — листы железа сгибаются в нужных местах, а швы пропаиваются оловом. Такие котлы недолговечны — чуть упустили процесс, и вместе с подгоревшей кашей получили струйку олова, капающего с котла. Потерявший герметичность котел можно только выбросить. Лучше всего котлы бесшовные. Вполне рабочий вариант — котел сварной.
Для костра есть много вариантов котлов, но все они плохо подходят для горелок. Суть проблемы такова: чем больше и прокопченнее котел, тем больше энергии от горелки будет использовано на обогрев окружающей среды, соответственно, вода закипит медленнее, а газа израсходуется больше. Для горелки нужны небольшие блестящие котлы круглой формы с крышкой. Их можно купить в туристических магазинах, однако цена их «кусачая»: комплект котлов стоит от 40 долларов. С другой стороны, они действительно позволяют экономить газ.
Костровое оборудование.
Если вы готовите на горелке, то проблемы, куда поставить котелок, не возникает. Другое дело — костер! Традиционно туристы изготавливали конструкцию из двух рогатин и перекладины. Это — романтический вариант костра. У него есть два недостатка, большой и маленький. Маленький в том, что на его создание уходит время — пока найдешь да вырубишь рогатины… Большой — сухое дерево горит, и для стоек, конечно, хорошо брать дерево живое. То есть надо ни за что ни про что уничтожить деревце… Это нам никак не подходит. Современный вариант — специальные костровые подвески, продающиеся в туристических магазинах. Устроены они просто: на металлическом тросе есть 2-4 подвески. Трос обвязывается вокруг деревьев, а на подвески вешаются котелки. Важно отметить, что вы можете варьировать высоту подвески! Это важно для готовки — мощность костра меняется медленно, а каша пригорает быстро!
Для этих же целей служат и складные таганки — специальные подставки для котелка, которые ставятся прямо на землю над костром. Некоторые велотуристы, ценящие время, возят с собой даже небольшие складные печки. Конечно, это лишний вес, зато готовить на ней заметно быстрее, чем на костре.
Еще недавно основным орудием для заготовки дров у туриста был пожалуй, топор, хотя многие группы возили с собой и пилы. В большие походы брали даже огромные двуручные пилы-монстры, прикрепляя их снаружи рюкзаков. Теперь в продаже появилась специальная пила-цепь, которая занимает минимум места, позволяет пилить как в одиночку, так и вдвоем, и при этом весьма эффективно. Такая пила в группе должна быть, а в больших компаниях возят по 2-3 штуки. Без топора можно обойтись, но лучше все-таки иметь один на группу. Топор тяжел, перевозить его надо аккуратно, и в большинстве походов можно без него прожить. С другой стороны, и лучинку построгать, и как оружие самообороны подходит, и для… ремонта велосипеда применяется. Хорошие топоры в магазинах отсутствуют. Почему? Понять невозможно. То «сталь кроватная», то топорище не рабочее. Есть финские топоры — всем хороши, и рубят, и сталь нормальная, и в красивом чехольчике. Но душа просит деревянного топорища, а не пластика! Тем не менее для велотуриста вполне могут подойти небольшие финские топорики — тесачки с широким лезвием и коротким топорищем. Для валки векового леса они не годятся, а для нужд туриста вполне.