Давайте представим, каким требованиям должен отвечать идеальный багажник. Он должен быть:
- прочным и легким;
- вместительным, или длинным (на короткий багажник, известно из опыта, груз класть неудобно);
- предохраняющим груз от попадания в колесо.
В дополнение можно отметить, что очень хорошо, когда багажник регулируется по высоте и способу крепления (мало ли — надо переставить багажник с одного велосипеда, к примеру, с 21-й рамой, на велосипед с рамой 19). Понятное дело, что багажников, которые удовлетворяли бы всем этим условиям, в продаже не существует. Попробуем выбрать хороший багажник из того, что есть. Итак, посмотрим, какие в настоящее время имеются конструкции багажников.
Консольный багажник.
Из числа багажников можно выделить отряд «консольных». Эти багажники крепятся только в одной точке — к подседельному штырю, и рассчитаны на вес до 25 кг. Впрочем, реально они годятся для гораздо меньшего веса. Причина возникшего несоответствия в разном подходе нас, жителей России, и «людей с запада», которые эти багажники делают. Одно дело, если велосипедист с грузом катит себе спокойно по гладким велодорожкам Бельгии — что ему будет? Другое дело, если вы с тем же весом на багажнике попадаете в выбоину, к примеру, на Кондратьевском проспекте в Петербурге. В этом случае будут многократные перегрузки. Попадете в выбоину 5—10 раз — и останетесь без багажника. Консольные багажники относительно быстро снимаются. Их можно снять прямо с подседельным штырем и седлом. Но в целом, их можно использовать, если нагрузка на багажник не будет превышать 8-9 килограмм. Второй вариант — если у вас велосипед, к которому конструктивно не предусмотрены варианты установки багажников других типов, например, «двухподвес».
Более распространены в продаже багажники с двумя точками крепления: спереди (на перья рамы или на ось эксцентрика подседельного штыря) и снизу, вновь на перья рамы. Назовем такую конструкцию «классической». Рассмотрим ее внимательнее. Если спереди багажник крепится на эксцентрик подседельного штыря, то это удобно. С другой стороны, багажники, которые крепятся спереди к перьям рамы, несколько более устойчивы в поперечном направлении. Это тоже важно — на плохих дорогах и особенно бездорожье хорошо чувствуется, как багажник «бьет», если он слаб в поперечном направлении. На «поперечную прочность» оказывает влияние и толщина и геометрия стоек багажника, правильное их размещение и наличие арочных конструкций. Алюминиевые трубы, как правило, имеют больший диаметр. Стальные можно сделать существенно тоньше, вплоть до «проволоки» в 4-5 мм. Такие конструкции носят скорее декоративный характер, и применять их нельзя.
Далее посмотрим, сколько вертикальных стоек у багажника? Одна — это мало. Багажник на одной лапе не защищает колесо от попадания в него велосумок и к тому же не обеспечивает достаточной прочности самого багажника. Нет, возможно, этот багажник не сломается пополам в первом же походе. Но рюкзак, лежащий на столь хлипкой конструкции, будет сильно дрожать при движении, доставляя вам не самые приятные ощущения.
«V-образный» багажник.
Ряд моделей имеют V-образные стойки, одна из которых вертикальная, а другая наклонена к хвосту багажника. Отсюда и название «V-образные» багажники — когда смотришь на них сбоку, стойки багажника выглядят как буква V. Багажники такой формы — уже более приемлемый вариант. А если задняя стойка еще и выгнута назад, да так, что латинская буква V превращается в русскую букву Ч, то такой багажник использовать еще удобнее.
Багажники типа Tranz-X.
В ряду простых, бесхитростных, но применимых багажников первыми стоят Tranz-X. Они бывают нескольких модификаций, но больше доверия вызывают с V-образными стойками. Конечно, эти багажники короткие, что неудобно, их лапы не препятствуют попаданию в колесо велорюкзаков, но для их незначительной цены это простительно. Кстати сказать, для борьбы с попаданием в колесо велорюкзака существует устройство под названием «собачья нога». Это специальным образом выгнутая из проволоки конструкция, которая производится в России фирмой ПИК-99. Крепится она к заднему торцу багажников и внизу к раме, в тех же точках, что и багажник.
Некоторое время назад в Питере производились близкие к идеалу багажники из титановых труб диаметром 8 и 10 мм. Они имели правильный размер в длину под обрез заднего колеса. Это удобно не только для перевозки груза, но и для перевозки самого велосипеда — при необходимости, например, в электричке, его можно было просто поставить вертикально на колесо и багажник и привязать эспандером. Дополнительным достоинством такого багажника был его материал. Титан, в отличие от алюминия, гасит колебания, и не ржавеет, в отличие от стали. Единственный «минус» — существенная цена.
Кроме задних багажников, существуют еще и передние. Конечно, встретить человека с передним багажником — редкость. Отчего так? Тяжело нагруженный передний багажник мешает управлению велосипедом. Как-никак, переднее колесо иногда надо поворачивать, и лишний вес, давящий на него, на пользу не идет. С другой стороны, бывают случаи, особенно в горах, когда уклон таков, что велосипед стремится опрокинуться назад через заднее колесо. Вроде как еще можно крутить, но переднее колесо уже «уходит» в отрыв. В такие минуты невольно думаешь, что если бы была возможность перенести часть веса с заднего багажника вперед… Но такая ситуация случается крайне редко. Значительно чаще передние багажники ставят себе на велосипеды люди, совершающие сверхдальние, скажем, кругосветные поездки. У них набегает много скарба, а ездят они в основном по асфальту, на котором проблем с управлением байком не возникает.
Наконец не стоит забывать о том, что часть груза можно перевозить в различных велосумках, крепящихся на раму или руль, но об этом в другой главе.
Что может сломаться у багажника?
В целом, нормальные багажники — надежны. Но есть у них и слабые места. Во-первых, крепеж. Болты, которые крепят вертикальные стойки багажника снизу на перьях рамы, частенько срезаются. Иногда весьма неприятным образом — когда «тело» болта остается внутри пера. Дадим совет — держите болты крепко завернутыми, без люфта. Это позволит им прослужить дольше. В длительные поездки надо брать запасной крепеж. Еще иногда ломаются сварные соединения, но в целом, багажники редко омрачают велопутешествие.