Правильная посадка на велосипеде

Фото велогонщиков

Правильная посадка имеет большое значение: человек проводит в седле многие часы, и при неправильной посадке устают не только ягодичная область, но и мышцы шеи, спины и конечностей. Чтобы получить от велосипеда максимальную выгоду, нужно уметь пользоваться велосипедом.

Многие находятся в плену стереотипов по поводу техники езды на велосипеде. Они думают, что при этом нужно крутить педали с постоянной скоростью, всю массу тела распределить в основном на седло и смотреть на несколько метров впереди себя. Но это неверно.

Базовые принципы правильной посадки:

  1. Перераспределение веса между колёсами необходимо при преодолении разных косогоров, песка, грязи, склонов и других препятствий, для оптимального улучшения торможения или разгона. Распределить вес можно перемещая тело и меняя его наклон в продольной плоскости вдоль седла: на подъёме нужно приближаться к рулю, а на спуске наоборот нужно отклоняться назад.
  2. На поворотах действует центробежная сила. Чтобы компенсировать её влияние нужно менять наклон велосипеда по вертикали, смещая центр тяжести влево или вправо.
  3. Преодолевать в седле бордюры, корни и колдобины нельзя, так как при этом страдает не только на ваше тело, но также можно сломать подседельный штырь, седло, руль, раму, вилку, обод. Иногда можно получить серьёзные травмы или даже распрощаться с жизнью.
  4. Проходя препятствия, нельзя монотонно и равномерно вращать педали, нужно вращать дробно и прерывисто, чтобы не задеть ногой об препятствие. Иначе можно легко упасть, повредив ногу или сломав педаль с шатуном. Есть такие моменты, когда не до педалирования — лишь бы не упасть. Из-за этого на сложные участки лучше не входить на маленькой скорости, чтобы у вас оставался запас инерции, так как разогнаться всгда сложнее, чем затормозить. Не подобрав правильную посадку, сложно будет в процессе езды пераспределять центр тяжести. А правильную посадку можно обеспечить только при условии правильной настройки и выбора велосипеда.

Выбор посадки на велосипеде — это достаточно сложный вопрос из-за того, что каждому человеку требуется своя индивидуальная посадка. Проблема подбора посадки усложняется разнообразием геометрии велосипедов и стилей езды. По этой причине можно дать только общие рекомендации, которые нужно творчески применять на практике, посоветовавшись с более опытными велосипедистами. Но сначала — два слова о геометрии велосипеда и человека.

Основные размеры велосипеда:

  1. A — размер (рост) рамы в дюймах или сантиметрах, может измеряться двумя методами — или от центра каретки до середины верхней трубы, или от центра каретки до верхнего обреза (вершины) подседельной трубы. Он считается основным размером рамы. Чтобы не ошибиться, надо уточнять, как именно измеряли раму и что именно написано в каталоге: один способ измерения называется «C-C» (centre-centre), другой «C-T» (centre-top).
    В качестве примера приведена таблица от KONA с рекомендованным размером рамы велосипедов по росту. Размер рамы измеряется как «C-T» (centre-top):
    Рост велосипедиста, см 155 - 170 163 - 178 171 - 185 179 - 192 187 - 199
    Требуемый размер рамы, дюймы 16" 17" 18" 19" 20"

    Разумеется, для велосипедов другого производителя таблица рекомендуемых размеров велосипедных рам может быть совсем иной.
  2. Размер B2 — длина проекции горизонтальной трубы рамы.
  3. Расстояние от руля до центра седла по горизонтали.
  4. Высота руля и седла, возможности их регулировки по вертикали.
  5. H — расстояние от середины верхней поверхности горизонтальной трубы до земли — стендовер.
    Таблица высоты стендовера для MTB KONA серии кросс-кантри:
    Размер рамы, дюймы 14" 16" 17" 18" 19" 20" 21"
    Высота стендовера, см 61 66 68,5 71,1 73,7 76,2 78,7
  6. Длина шатуна — обычно от 15 до 18 см.
  7. Угол наклона и длина выноса.

Для выбора велосипеда важно знать некоторые антропометрические параметры велосипедиста:

  1. Рост.
  2. Расстояние от земли до промежности.
  3. Длину рук.
  4. Длину ног. Если более точно, то это расстояние от земли до вершины берцовой кости. Верх берцовой кости определяется легко. Он на 9 - 12 см ниже характерной косточки выступа таза.

Как отрегулировать руль и седло на велосипеде.

Определение посадки и подбор велосипеда — процесс взаимный, многоэтапный и может проходить в следующем порядке. Подбирается высота установки седла (с учетом длины шатунов), высота установки руля, размер / рост рамы, длина выноса и/или размер «B2» рамы и продольное положение седла.

Прежде всего важно выбрать седло и правильно его установить (т. е. выбрать расстояние до руля и угол наклона к горизонтальной линии). У каждого человека своя анатомия, и если нет конгруэнтности поверхностей «пятой точки» и седла, то человек уже в прямом, а не в переносном смысле, сидит «как на шесте». Поэтому выбор седла зависит не только от вида велопутешествий (спортсмены предпочитают узкие сёдла), но и от индивидуальных особенностей строения велосипедиста. Особи мужского пола, благодаря своим анатомическим особенностям, могут позволить себе узкие сёдла. Для женщин подходят сёдла широкие.

Понятное дело, руль — это главная часть не только в корабле, но и велосипеде. Куда повернешь, туда и поедешь. Для спортивных велопробегов геометрия руля очень важна. Дело в том, что гонщики пытаются снизить сопротивление встречному ветру. После скорости в 20 км/час каждые последующие 10 км требуют увеличения мощности «двигателя» в 2 раза. Конечно, на практике это не совсем так. С помощью различных ухищрений велосипедист может уменьшить энергетические затраты. Гонщики — опытные люди и свою энергию просто так не разбазаривают. Они очень любят ездить «на колесе», используют обтекаемые шлемы, новомодные синтетические ткани, уменьшающие сопротивление воздуха. То есть ведут себя совершенно непотребно. Нет, чтобы широкой грудью распахнуться навстречу ветру — они же предпочитают прятаться за спиной товарища.

Вот здесь им и помогает изогнутый руль — чем ближе контуры гонщика к капле, тем затраты на рассекание воздуха меньше. За дорогой велосипедист смотрит как бы исподлобья.

Для не спортсменов выбор конфигурации руля — дело вкуса и практики. Если у вас дорожный или так называемый «Крейсер» (Cruiser), то есть велосипед, созданный для неспешной езды, то на нем часто можно увидеть руль, изогнутый вверх. Велосипедист в этом случае сидит почти вертикально. Достоинством этой посадки является то, что спина остается практически прямой и при небольших скоростях не устает. Но если в день нужно проехать километров 50-60, начинаются проблемы.

Велотуристы при длительной езде с целью снизить напряжение в мышца постоянно изменяют свою посадку в седле, меняют захваты рук. Но вариантов смены рук в велосипедах с «дорожным» рулём практически нет. Поэтому при однообразной про должительной поездке мышцы шеи и верхнего плечевого пояса сильно затекают. Это бывает особенно неприятным у людей, страдающих остеохондрозом.

Наиболее распространенным для байков является прямой руль. Иногда это действительно просто прямая труба, иногда — труба немного изогнутая, но все равно остающаяся почти прямой. Неприятным моментом при использовании прямых рулей является то, что во время езды против ветра или с горы велосипедисту невозможно принять более выгодную низкую посадку. Поскольку велосипедист наклоняется вперед и сгибает руки в локтях, то при такой езде он быстро устает. Напрашивается несколько выводов:

  1. Если вы небольшой любитель ездить на высокой скорости и на дальние расстояния — можете спокойно обойтись прямым рулём.
  2. Для поклонников длительных путешествий, гонщиков и людей с остеохондрозом предпочтительнее использовать изогнутые рули.
  3. Если у вас руль прямой, то вы можете установить на него рога, которые позволят вам менять положение рук, что удобно при длительных поездках.
  4. Существуют и специальные многократно гнутые рули, рассчитанные на длительные поездки.

После всех приготовлений следует проверить правильность установки руля и седла на деле: велосипедист не должен сутулиться, а руки на руле должны быть слегка согнуты в локтях. Кроме того, во время езды мышцы шеи и спины не должны быть чрезмерно напряжены.