Веломаршрут 315 «Под старыми мостами».
Пгт Ворохта — посёлок Вороненко
Набор высоты — 201 метр
Наивысший участок — 834 метр
Протяжённость маршрута — 10,8 км
Время на велосипеде — 1, 5 часа
Универсальный и доступный для всех велосипедный маршрут. Грунтовая дорога, достаточно крутые, но недолгие спуски и подъемы, минимальное количество автомашин и главное целая плеяда чудесных архитектурных творений — железнодорожных мостов, построенных за Австро-Венгерской империи.
Начало маршрута — железнодорожный вокзал в центре Ворохты. От него около километра едем автотрассой в сторону Верховины. Не провороньте поворота направо, напротив старой церкви. Потом асфальтированной дорожкой вниз. После старого австрийского каменного моста — справа, а дальше сельской улицей лишь прямо, параллельно к железной дороге. Следите за указателями или спрашивайте у местных, как добраться до Вороненко.
Через пару километров выезжаем из Ворохты и оказываемся в сказочном лесу. Дорога все время кривляет, подъемы сменяют спуски и наоборот. Слева от нити маршрута можно увидеть еще один старый каменный виадук, который сейчас не используется. А немного далее перед глазами появится третий мост, под которым и проляжет наш путь.
Вскоре прибываем к приселку Вороненко, который когда-то был пограничной железнодорожной станцией между Чехословакией и Польшей. Сейчас здесь находится один из самых длинных в Украине тоннелей. Здесь, собственно, маршрут заканчивается — после отдыха и осмотра местности следует возвращаться тем же посёлком. Но если есть силы и время — можно продолжить движение затяжным апхиллом к сельской церкви, откуда двигаться одним из более сложный за этот маршрутов: или прямая дорога хребтом на Яблоницкий перевал или же полукругом обратно в Ворохту. Выбирать вам!
Велосипедный маршрут 313 «Яблоницкий виднокруг».
Ворохта — Вороненко — Яблоницкий перевал — посёлок Пятихатки — Ворохта
Набор высоты — 988 метров
Наивысший участок — 1048 метров
Протяжённость маршрута — 29 км
Время на велосипеде — 5 часов
Этому достаточно длинному и чрезвычайно интересному маршруту нужно уделить весь день. От Ворохты двигаемся к посёлку Вороненко, при случае рассматривая каменные австрийские мосты. Поселок проезжаем по указателям главной грунтовой автодорогой, смело преодолеваем длительный апхилл, который выводит нас к церкви. Здесь перепутье: справа — маршрут «Ворохтянский», который возвращает нас к точке выезда; а нам надо влево и вскоре уже направо. Теперь мы на водораздельном хребте, откуда прямая дорога на Яблоницкий перевал.
Дорога хребтом чрезвычайно хорошая и не такая уже и короткая. Сначала едем полонинами, а впоследствии погружаемся в густой лес. Имейте в виду, что здесь есть такие участки, на которых левая нога будет находиться в Закарпатской области, а правая нога — в Ивано-Франковской! Сейчас по этому хребту идёт административная граница между двумя областями, тогда как еще шесть десятилетий назад здесь находилась государственная граница. Государства сменяли друг друга — только граница оставалась на своём месте.
Нужно быть внимательными, чтобы на хребте не пропустить поворот, когда дорога разделится на две параллельные. Дорога справа, по краю леса, размокшая и разъезженная нас не интересует. Нам нужна вторая, которая проходит левее, самой чащей. Выбирайте её и наслаждайтесь! Чтобы собрать немного черники и других ягод, можно сделать несколько остановок.
После нескольких простых апхиллов оставляем лес и выезжаем к телевизионному ретранслятору и жилым домам. Через несколько минут по главной дороге нас ждёт скоростной спуск к Яблоницкому перевалу, известному также как «Беркут» (за именем турбазы, которая там стоит). На перевале работает кафе с гуцульскими блюдами, рынок с сувенирами. Имеются и другие признаки цивилизации.
Далее нас ждёт пять километров спуска автодорогой к центру села Яблоница. Крутить педали нам будет практически не нужно — сплошное ощущение полета. Минуя справа гору с тремя лыжными подъёмниками, ищите справа указатель справа, перед которым у нас опять будет выбор — поехать направо горами в Ворохту или второй вариант для выбившихся из сил и истощенных — выдвинуться к точке старта автотрассой с поворотом в Татарове. За километражем дорога горами более короткая, но в отличие от автотрассы отнимет больше усилий и времени. Но она стоит того!
Следовательно, гору Дел, на которой стоят подъемники, надо покорять траверсом дорогой сразу за церковью слева от горы. Выехать, в целом, вполне реально, но будьте готовы пройтись пешком. Зато вскарабкавшись наверх, крутим педали к самой Ворохте, преодолевая хребтом одну вершину за другой. Не упустите чудесного каменного креста, который установили здесь более века тому назад, и попробуйте разобрать, что на нем написано.
Следовательно, где-то через 30 минут езды хребтом почти добираемся к верхней станции ворохтянской подвесной канатной дороги. Ориентируемся по указателям справа. Будьте внимательными — спуск достаточно стремителен, особенно поначалу! Но если вы хорошо держитесь в седле, то уже за 10 минуты окажетесь в долине реки Прут, а следовательно — в центре Ворохты. Маршрут окончен!
Маршрут 316 «Кульный».
Ворохта — КПП «Говерла» — г. Кукул — Вороненко — Ворохта
Набор высоты — более 1 км
Наивысший участок — 1420 метров
Протяжённость маршрута — 52 км
Время на велосипеде — 7 часов
Это маршрут для самых опытных велосипедистов, один из самых живописных и высокогорных. В начале пути нам придётся размять мышцы — проехать пятнадцать километров от Ворохты почти ровной дорогой, которая ведет к Говерле. За контрольно-пропускным пунктом ищем указатель справа — нам необходимо попасть на одну из дорог, ведущих вверх. И практически сразу в качестве теста на выносливость нам предстоит очень длинный и сложный подъем заповедным густым лесом.
По его завершению наконец можно опять сидеть в седле. Покинув лес, мы попадаем на высокую горную долину слева и понимаем, что затраченные усилия не были напрасными — перед нами открывается панорама всего Черногорского хребта, наивысшего горного массива Украины. После получаем наслаждение от траверса без спусков и подъемов. Можно подняться на вершину горы Кукул или обойти её траверсной тропой, которая идет немного слева. После привала на полонинах двигаемся в посёлок Вороненко в направлении на север. Нас ждёт затяжной, иногда крутой даунхилл, причём некоторые участки представляют из себя настоящее болото. Будьте осторожны!
Спустившись в поселок, пересекаем железную дорогу и двигаемся параллельно к ней грунтовой автодорогой. Таким образом оказываемся на дороге к Ворохте, которой проложено одновременно несколько маршрутов. К самой Ворохте остаётся пять километров живописного пути маленькими спусками и подъемами, кажущимися теперь бугорками. Видим столетние каменные акведуки. После завершения маршрута рекомендуется сразу отправить велосипеды на веломойку и самим посетить сауну, которую следует заранне заказать перед выездом.
Веломаршрут 318 «Рыжий».
Ворохта — г. Рыжая — перевал Рыжий — Ворохта
Набор высоты — 713 метров
Наивысший участок — 1283 метра
Протяжённость маршрута — 18 км
Время на велосипеде — 4 часа.
Экстремальный маршрут среднего или сложного уровня. С автотрассы в Ворохте сворачиваем за старой церковью, около магазина «Мим». Двигаемся улицей по указателям, постепенно набирая высоту. Въехав в лес, и далее направляемся кверху. Некоторые подъемы придется преодолевать пешком, но они чередуются с достаточно длинными ровными участками, существенно разнообразя путь. В определенный момент дорога превращается в узкую тропу, обкатанную квадроциклами. Ехать нею чрезвычайно приятно!
И вот на хребте наконец можно «оторваться». Длинные чудесные участки скоростных спусков, небольшие подъемы, трава, корни деревьев — здесь просто идеальное кросс-кантри. На некоторых спусках удастся развить скорость до 60 км/ч! Также в программе — живописная полонина, пустая колыба со столиком, черника, брусника и ежевика.
За перевалом Рыжий следует следить, чтобы не пропустить знаков, которые предупредят о повороте направо. Здесь дорога идёт вниз, причем достаточно экстремально. Лесосека, где дорогу «убили» грузовики, разрушенные мостики, форсирования горной реки. Это еще цветочки. Дальше наиболее интересно: трасса подбирается к реке, и начинаем «сплав» — едем каменным дном. К счастью, оно достаточно ровное и предусмотрительное, но все-таки существует риск бултыхнуть через руль в холодную воду.
Сухого дня глубина реки находится в диапазоне от 10 до 20 см, но после дождей здесь может быть и метр. Поэтому если выехали на маршрут весной или вскоре после дождей, то лучше спускаться тем же путем, которым поднимались.
После нескольких километров велосплава — болотистый участок, за ней — главный сюрприз: река Прут, через которую здесь не проложено моста. Переходим вброд, глубина в бездождевые дни — по колени. Эта переправа вам запомнится, и не в последнюю очередь благодаря прохладной чистой горной воде!
Потом несколько сотен метров к автотрассе. Поворачиваем направо и через полчасика оказываемся в центре Ворохты. Сушим обувь, пьем чай, обсуждаем маршрут на завтра.
Маршрут 314 «Ворохтянский».
Ворохта — г. Рыжая — перевал Рыжий — Ворохта
Набор высоты — 455 м
Наивысший участок — 1003 метра
Протяжённость маршрута — 14,2 км
Время на велосипеде — 3 часа.
Это достаточно сложный и увлекательный маршрут, который проходит приселками Ворохты. Первые пять километров нас ждёт отличная грунтовая дорога без сложных спусков и подъёмов. Невзирая на это, мы уже набрали около 200 метров высоты. При въезде в Вороненко пересекаем железнодорожный переезд и двигаемся накатанной автодорогой сначала вниз к реке, а потом налево и вверх. Включаем максимально низкую передачу готовимся морально к очень длинному апхиллу, который на велосипеде смогут преодолеют только самые настойчивые и подготовленные. Ориентиром нам будет служить церковь, расположенная горе. С набором высоты всё более интересные панорамы перед нами открываются! На фоне такой красоты не грех будет сделать небольшой привал, чтобы пофотографироваться или полежать на траве!
Около церкви радуемся завершению главного апхилла дня и поворачиваем к школе направо. Школу хорошо видно отовсюду. Дорога от неё идёт обратно к Ворохте, которую отсюда также видно чудесно. Не пропускаем указатели и стараемся тормозить осторожно — впереди нас ждут скоростные и стремительные даунхиллы! Спускаемся к Ворохте, переезжаем речку Прут и отдыхаем!
Велосипедный маршрут 314 «Под Говерлу».
Ворохта — база «Заросляк»
Время на велосипеде — 4 часа (без учета времени восхождения на гору)
Протяжённость маршрута — 38 км.
Этот маршрут существует специально для тех, кто, отдыхая в Ворохте, имеет время и вдохновение покорить наивысшую украинскую вершину — гору Говерлу. К ней приведет дорога по берегу Прута через заповедные леса, потому велосипед — идеальный транспорт, чтобы добраться к подножию украинского пика. Идти пешком — это долго, а ехать автомобилем — банально и антиэкологично. Поэтому ну-ка на велосипеды и — вперед!
Сначала двигаемся автодорогой в сторону Верховины. Транспортный поток на этой трассе слабый, потому уже она приносит кучу удовольствия. После поворота за указателем «Говерла» трафик слабеет, и мы погружаемся в карпатскую тишину. Асфальт заканчивается еще на подъезде к КПП, сначала идет гравий, а дальше — щебенка. К тому же, набор высоты здесь хотя и постепенный, но заметный. Не рассчитывайте, что после КПП сможете удержать высокую скорость! Включаем невысокую передачу и дышим, дышим на полную грудь!
Конечная точка маршрута — спортивная база «Заросляк», от которой начинается восхождение на Говерлу. Оставляем велосипеды на спецстоянке, не забывая надежно пристегнуть их замками. На дорожку к пику направляют указатели или туристы. Имейте в виду, что подъем занимает приблизительно полтора-два часа, спуск — немного меньше. Приятных впечатлений!
Маршрут 319 «Кривопольские полонины».
Ворохта — Кривопольский перевал — полонины (к северу от трассы)
Время на велосипеде — 4 часа
Протяжённость маршрута — 37 км.
Спортивно-матрасный маршрут на Кривопольський перевал (высота над уровнем моря — 1013 м). Почти весь он совпадает с асфальтированной автодорогой Ворохта — Верховина, на которой слабый поток транспорта. Она достаточно безопасная и приятная для велосипеда. Путь к перевалу — сплошной подъем. Сначала он постепенен и незаметен, но на последних километрах едем на передаче 1-1 или в лучшем случае 1-2. Наверху смотрим на указатели слева. Последний рывок и мы оказываемся в точке назначения — на чудесных полонинах с феноменальными панорамами. Здесь идеальное место, чтобы погулять лесом, поискать грибы и ягоды или даже устроить пикник с припасённых с собой продуктов. Не бойтесь наедаться до отвала — дорога назад заберет приблизительно вдвое меньше время, педали придется крутить совсем недолго.