Веломаршрут «Долина Прута».
Автостанция города Коломыя — село Корнич — село Грушев — долина реки Прут — река Лючки — Автостанция города Коломыя.
Длина маршрута — 30,4 км.
Набор высоты — 106 м.
Время на велосипеде — 4 часа.
Место старта — автостанция города Коломыя.
Цвет указателей — красный.
Если вы вдоволь насытились культурной программой Коломыи и ищете приключений — этот маршрут для вас. Он рассчитан на уверенных велосипедистов и любителей экстрима.
Стартуем от автостанции справа центральной улицей И. Мазепы, которая пронизывает всю Коломыю. Около Михайловского собора проезд центром запрещен, потому двигаемся с общим потоком автомобилей справа, через источник «Кляштор» и первую украинскую гимназию. Далее, никуда не сворачивая, направляемся к выезду из Коломыи. Только миновали дорожный знак «Королёвка» — берем направо.
Сельскими улочками, мимо церкви, мы незаметно для себя въезжаем в следующее село — Корнич. Здесь будьте внимательными, потому что более-менее хорошее асфальтовое покрытие поворачивает направо, а нам нужно ехать влево грунтовой дорогой к мосту через реку Прут. За мостом грунтовка виляет лугами к селу Грушев. При въезде в село — крест между четырьмя старыми липами (типичное захоронение для данной местности).
Дорога начинает подниматься вверх. Только дорога принимает горизонтальное положение, сворачиваем направо, строго на запад. С этого места едем прямо. Пройдя один переулок, въезжаем в акациевую аллею. Прощаемся с цивилизацией и погружаемся в мир звуков, запахов и всех оттенков зеленого. Дорога очень умеренно, но уверенно поднимается вверх. То слева, то справа открываются хорошие пейзажи. Если вдруг высокие травы спрячут от вас дорогу, не пугайтесь — линия электропередач (ЛЭП) выведет вас к селу Воскресенцы на угол «Заринок» (или просто «за реку», как говорят местные). Здесь проживает всего 30 - 40 семей — почти отшельники, потому что наводнения на Пруте часто отрезают их от мира. Тем не менее, люди эти приветливы и охотно общаются.
Путь начинает спускаться вниз, в долину Прута. Будьте внимательные, рельеф готовит несколько «сюрпризов». Иногда он проходит сквозь сады и дворы крестьян. Посреди села стоит памятный крест высотой 1 метр. На этом перекрестке — слева, начинается новый подъем. Наш неизменный ориентир — крест на горе Воскресинецкой.
За последней хатой нам несколько раз придется спешиться, особенно если накануне прошли дожди — следующий участок дороги никогда не просыхает от грязи. Но буквально через 300 метров мы опять попадём на цветущие горные долины Предкарпатья. Проехав еще несколько сотен метров, оказываемся сзади горы Воскресинецкой, на вершине которой возвышается громадный крест. Поднимаемся к нему и получаем вознаграждение за все «страдания» — вид на реку Прут и Коломыю. Когда-то от этого места начиналась горнолыжная трасса, но из-за нескольких сдвигов почвы она стала непригодной для катания.
Нафотографировавшись вдоволь, садимся в седло и едем налево от креста. Лес, к которому заводит дорога — настоящие джунгли. Кроны деревьев образуют сплошной зеленый потолок. Отныне мы едем только вниз, поэтому ни на мгновение не отпускайте ручку тормозов. Проходим еще один крест. Вдоль края леса четко просматриваются шанцы, из которых вели обстрел вояки самых разнообразных армий. Если продолжить движение тропой, то можно выехать к часовенке. Если вас не интересует религия, то не провороньте резкий поворот направо. С этого места начинается экстрим, потому что здесь проложена любительская даунхилльная трасса.
Спускаясь ею, всё время следите за тропой, которая сворачивает вправо, и за дистанцией движения, — ветки, скользкая дорога и хороший наклон спуска достаточно таки опасные. Как ни старайтесь, но «выйти сухими из воды» вам не удастся. Впрочем, не огорчайтесь через лишние пятна грязи. Впереди еще надо будет пересечь четыре реки, поэтому будет где отмыться.
В конце спуска берём влево. Широкая грунтовка выводит нас к реке Лючки. Колоритный деревянный мостик через нее лучше преодолевать пешком, хотя ловкий велосипедист таки проедет его верхом. За мостиком можно сполоснуть велосипеды, умыться и вернуться в лоно цивилизации — за мостиком начинается село Нижний Вербиж. Через несколько поворотов мы опять на асфальте. Проезжая памятник Кобзарю, делаем остановку, чтобы посетить красивую старинную церковь на холме.
Отдохнув, мы выезжаем на автодорогу Косов - Коломыя и возвращаемся к месту старта. Теперь можно и на веломойку!
Маршрут «Парково-озёрный».
По городу Коломыя.
Длина маршрута — 15,8 км.
Набор высоты — 10 м.
Время на велосипеде — 1 час 20 минут.
Место старта — автостанция города Коломыя.
Цвет указателей — зелёный.
Этот маршрут по силам всем без исключения велотуристам. Поскольку Коломыя расположена на равнине, вам не придется сильно трудиться ногами. Все что нужно — это велосипед, хорошее настроение и немного свободного времени. И вы собственными глазами сможете убедиться, что это город способен очаровывать.
Идея данного маршрута напрямую связана с одной из версий возникновения названия Коломыи. Город стоит на пересечении многих рек. Они словно по кругу омывают его со всех сторон, то есть «моют круг». Соответственно, маршрут предлагает описать велосипедом похожий круг и увидеть те прелести, которые обычно не может постигнуть пеший турист за один раз.
От автостанции едем направо в направлении центра. Сразу перед Михайловским собором сворачиваем направо — к сожалению, проезд прямо к центру запрещен правилами. Но не беда — движение мини-объездной дорогой имеет свои прелести. Незначительный спуск, и к нашим услугам источник «Кляштор», который оберегают два ангела. Не провороньте возможность пополнить запасы воды, потому что это лишь начало путешествия.
От источника попадаем к первой в городе и регионе украинской гимназии. Продолжаем движение прямо центральной улицей к светофору над рекой Радиловкой. Здесь, придерживаясь правил, поворачиваем налево. Через несколько сотен метров поворачиваем вправо и оказываемся в парке им. Трилёвского. Находим бюст самого Трилёвского и памятник Мицкевичу, а дальше — вверх по течению Радиловки — к Городскому парку и одноименному озеру. Полюбовавшись озером, въезжаем в старое предместье.
Не спешим крутить педали, рассматриваем всё вокруг… Неспешно, через район «Дидорню», сворачиваем направо и указатели выводят нас к «Монастырке» — Благовещенской деревянной церкви ХVІ века. Она откроется нам влево от трассы, но её обзор можно оставить на потом, особенно если на улице жара. Едем к дамбе, которая разделяет бурный Прут и величественное озеро, которое когда-то называлось Шевченковским. Заезд на нее — через ворота оптового рынка.
Ехать дамбой — настоящее наслаждение, поскольку по обе стороны водоемы, которые влекут прохладой и приглашают на перекус. Съезжаем c дамбы и прячемся в прохладных аллеях парка за ним. Главной аллеей парка выезжаем к частному сектору. Если быть внимательными, то мы не пропустим интересную башню справа. Это часть старых очистных сооружений консервного завода. А дальше узкими уютными улочками возвращаемся к старому предместью Коломыи и автобусному вокзалу, где и завершается наше путешествие.
Велосипедный маршрут «Старая Коломыя».
По городу Коломыя.
Длина маршрута — 6,8 км.
Наивысшая точка — 0 м.
Набор высоты — 0 м.
Время на велосипеде — 40 минут.
Место старта — железнодорожный вокзал города Коломыя.
Цвет указателей — синий.
Несложный прогулочный маршрут, который поможет нам ближе познакомиться с древней Коломыей. Никакого экстрима, никаких напряжений — лишь созерцание и наслаждение поездкой!
Маршрут начинается от здания железнодорожного вокзала. Едем направо 300 метров к пересечению улиц Сечевых Стрельцов и Богдана Хмельницкого. Дальше — опять направо, вдоль высокого кирпичного забора. Пусть вас не пугает его урбанистический вид: когда-то он охоронял границы завода «Сельмаш», а теперь является лишь упоминанием о советской индустриализации. Тем более, что сразу за ним мы наталкиваемся на несколько безукоризненных каменных сооружений начала ХХ ст. — виллы-близнецы состоятельных шляхтичей и тому подобное.
Доезжаем к светофору, а дальше — налево, улицей Симона Петлюры, без поворотов и остановок. С обеих сторон слева и справа наблюдаем все те же старопольские виллы. Присмотритесь к ним — и не найдете ни одной одинаковой! Незаметно для себя въезжаем на Площадь Героев. С этого места начинаются двух- и трехэтажные дома времен Австро-Венгерской империи. Сворачиваем направо и едем мостовой к улице Театральной. Но не спешите поворачивать по указателю — если проехать всего 100 метров дальше, можно полюбоваться Костелом Отцов Иезуитов. Через дорогу от него — резиденция святых отцов, которая теперь является гимназией.
Возвращаемся на улицу Театральную, где собрано немало замечательных зданий. В частности, Народный дом и музей «Гуцульщина», которые в конце ХІХ ст. стали ячейками украинской культуры в крае. Далее через Коломыйский драмтеатр (он справа, на Вечевой площади — не забудьте свериться с репертуаром) едем на площадь Возрождения с ратушей, памятником Т. Г. Шевченко и уютным сквером.
Поворачиваем налево и еще раз налево, чтобы попасть на центральную пешеходную улицу Коломыи, названную на честь В. Чорновила. Местные жители окрестили ее «стометровкой» или, сокращенно, «соткой». Она действительно длиной около 100 метров, но за такой небольшой промежуток пути дает нам возможность мгновенно проникнуться красотой города и буквально влюбиться в него.
На перекрестке «стометровки» и улицы Валовой — направо к улице Шухевича. Она подводит нас к Краеведческому музею города Коломыи. От музея — опять направо, на центральную магистраль — улицу И. Мазепы. На светофоре едем влево, на следующем светофоре — еще раз влево. Отсюда ведет прямая дорогая обратно к железнодорожному вокзалу. Но если у вас есть еще время, то не спешите! Поворотный значок заводит нас за пятиэтажки, где притаилось старое польское кладбище с очень красивым военным мемориалом. Прогуляться там — настоящее удовольствие. Время и руки доморощенных вандалов не пожалели этот некрополь, однако даже сейчас там господствует торжественная атмосфера.
Так, с размышлениями о вечном, мы возвращаемся на маршрут и уже без любых промедлений направляемся на железнодорожный вокзал. Путешествие завершено.