Особенности травм в велотуризме

Травмы в велотуризме

Зависит ли характеристика травмы от вида туризма? Безусловно, скажете вы. И будете совершенно правы.

В ряде случаев спортивные и туристические травмы мало чем отличаются от бытовых. Например, прогуливаясь по старым кварталам Петербурга, вы можете стать жертвой отвалившегося куска штукатурки, или весенняя льдина может попасть кому-то в голову. Чем это не напоминает последствия камнепада в горах? Однако в туризме существует и своя специфика.

Для начала проведем некоторую систематизацию травм. Условно мы бы разделили травмы на две группы: характерные в целом для туризма и специфические велотуристские. Согласитесь, что в любом походе турист может получить ранения при небрежной работе с топором или ножом. Также вне зависимости от вида туризма могут происходить термические или солнечные ожоги. Но есть и специфические травмы и заболевания.

Для велосипедных путешествий характерны ссадины и ушибы, так называемая «асфальтовая болезнь». Из-за определенной специфики велосипеда могут встречаться потертости и гнойничковые инфекции. Вероятно, в силу определенных обстоятельств (вынужденная поза и особенности посадки на велосипеде и т. д.), сюда же можно отнести и обострение дегенеративных заболеваний позвоночника и суставов.

Хорошо известна «дружба» автомобилистов и велосипедистов. Поскольку велосипедистам часто приходится маневрировать среди машин и не всегда эти маневры оказываются удачными, то при падениях с велосипеда могут встречаться переломы ключицы, предплечий, травмы головы.

Вы можете возразить: в обычной жизни мы также можем повредить руки, например, выкорчевывая пни на даче. Так все же в чем особенности травм в туризме?

Во-первых, следует говорить об отсутствии возможности оказания специализированной помощи в условиях труднодоступного района. Несмотря на то, что уже существует спутниковая связь, и теоретически возможен вызов службы спасения, как показывает практика, для организации помощи в труднодоступных районах требуется несколько дней. Поскольку передвижение наших сограждан никто не ограничивает, то последствия травм, особенно в труднодоступной местности, могут быть очень серьезными. Достаточно сказать, что для транспортировки пострадавшего, например, с переломом бедра из горной местности Пакистана или Непала с использованием вертолета альпинисты проводят длительные переговоры и предоплату за спасательные работы в размере 10000-15000 долларов (это без учета стоимости лечения). Обычно на согласование и транспортировку в госпиталь уходит до 3-5 и более дней. Таким образом, разница между бытовой и туристической травмой, по всей видимости, в сроках оказания квалифицированной помощи и в тяжести последствий травмы.

Однако существует немаловажный фактор, который отличает опытную туристскую группу от остальных — это высокая степень готовности к оказанию медицинской помощи. Именно это — показатель высокого уровня подготовки путешественников. Может быть поэтому среди туристов так много профессиональных медиков.