С конца семидесятых годов XX столетия («третья волна» велотуризма) отмечен новый взлет, который отличался прежде всего массовостью. Так, в Ленинграде большой популярностью пользовались однодневные велопоходы в Павловск, Пушкин, Петродворец, Зеленогорск. Очень популярным стал слет ленинградских велотуристов «Белые ночи», в котором ежегодно участвовало до 800 человек. Эта традиция продолжается и в настоящее время. В самую короткую ночь с субботы на воскресенье в 22 часа велосипедисты собираются у Медного всадника. После непродолжительного совместного шествия велосипедисты разбиваются на группы по 30-40 человек и разъезжаются по маршрутам «Соборы Санкт-Петербурга», «Петербург Достоевского», «Пушкинский Петербург» и т. д.
В 80-е годы велосипедное движение стало характеризоваться массовостью и спортивной направленностью походов — появились спортивные разряды, стали проводиться чемпионаты страны по технике велосипедного туризма. С 1981 г. Федерация велотуризма начала проводить чемпионаты СССР по велосипедным путешествиям. Велотуристы стали организовывать велоэстафеты и марафоны, посвящая их различным знаменательным датам — «60-летию образования СССР», «40-летию Победы» и т. д. Народу хотелось увидеть светлое будущее при жизни.
И пусть мелькают наши спицы,
Среди лесов, полей и рек…
Мы можем даже за границу,
Вы только дайте нам разбег.
Велосипед в СССР так и не стал средством всеобщей интеграции населения. Массовость велосипедного движения была утрачена, а количество организованных путешествий уменьшилось в десятки раз. Многие бывшие спортсмены-любители организовали свои туристские фирмы или ушли в бизнес. Некоторые подвижники велосипедного движения стали использовать велосипед в качестве «голубя мира» и двинулись по миру навстречу превратностям судьбы. В 1991 г. петербургский художник В. Кетов начал свой грандиозный проект — объезд всех континентов по периметрам. В настоящее время он уже посетил Европу, Африку, Азию, обе Америки — проехал более 250000 км. Необычный велопробег совершил журналист и путешественник В. Шаронов, проехав через географические центры Европы и Азии, преодолев в седле в общей сложности 65 тыс. км.