Велосипедные походы и безопасность туристов: как не допустить травм

Авария велосипедитстов

Травмы у туристов встречаются по многим причинам. Нередко они возникают в результате чрезмерных нагрузок, к которым человек недостаточно подготовлен, а также при неправильно организованном походе и плохом питании в походе… Рассмотрим подробнее необходимые меры безопасности в походе.

Плохая организация и проведение туристического похода.

Тактические и организационные промахи руководителя похода являются наиболее частой причиной травм. Этот тезис объединяет целый комплекс причин.

В походе основная нагрузка ложится на плечи руководителя. Это не значит, что он должен быть самым выносливым, подготовленным и смелым. Однако даже если в походе силы участников приблизительно равны, все же вся тяжесть моральных и психологических проблем ложится именно на плечи «командора». Причины травматизма связаны с нарушением руководителем основных принципов: неправильном планировании похода (местности, состава участников, экипировки), плохого медицинского обеспечения и т. п. К этому можно добавить нерациональное составление графика движения, отсутствие или неправильное применение страховки, авантюризм и т. п.

В 1988 году готовился поход в Германию. После того, как был убран «железный занавес», многим хотелось поехать за границу, и не важно, на поезде, автобусе или велосипеде. В одном из учебных заведений человек, занимающийся велотуризмом, решил организовать поход в Германию. После того, как был брошен клич «есть ли желающие отправиться за границу на велосипедах», набралось 8 человек, причем четверо в последний раз садились на велосипед в раннем детстве. После устранения всех формальностей отважная команда отправилась в путь. Поскольку маршрут начинался с горной части Германии (Саксонии), а туристского опыта у участников не было, то уже в первый день случилось 3 довольно неприятных падения. После того как на 2-й день одна из участниц получила тяжелую травму головы, поход для половины группы закончился, и они отправились на поезде в конечный пункт назначения.

При анализе этого примера в глаза бросаются как минимум два факта — отсутствие предпоходной «скатки», которая смогла бы выявить плохую подготовленность участников, и неправильный выбор местности для начала похода (горный район). Отсюда делаем вывод: авантюризм — вещь благородная, но в условиях плохой подготовки к походу может закончиться печально. Как говорили классики марксизма: «революция (а в нашем случае — поход) для того, чтобы она была успешной, должна быть подготовлена».

Травма в велопоходе

Руководитель похода, как «добрый папа», на протяжении всего путешествия должен спрашивать у членов группы за как они себя чувствуют, проверять правильно ли они распределили груз между собой, учитывая возможности каждого, проверять техническое состояние обуви, одежды и велосипеда. Это во многом залог отсутствия травм в пути.

Безопасность туристов в велосипедных походах обеспечивается большей частью дисциплинированностью участников, взаимосогласованностью их действий. То есть группа должна придерживаться порядка при передвижении по маршруту (наличие лидера и замыкающего), четкого режима дня. Участники должны знать маршрут и график движения. Это придает туристам уверенность в себе, оказывает позитивное воздействие на общий настрой в группе. Но как создать такую атмосферу, чтобы поход стал увлекательным путешествием, а не гонкой на выживание? В этом и искусство руководителя.

Усталость.

Общеизвестно, что физическая усталость ухудшает координацию дивжений и снижает внимание. Физическое состояние оказывает влияние на психологическую атмосферу в группе. Измученный походом турист не проявляет взаимопомощи, инициативы, его поведение становится неадекватным. Руководитель должен предупреждать переутомление в походе, начиная со стадии предпоходной подготовки. Поскольку темп выбирается по наименее подготовленному участнику, то уже в тренировочных выездах отрабатывается слаженность действий команды.

У любого человека есть свои слабые места. Они либо запрограммированы генетически (наследственными заболеваниями, темпераментом и т. д.), либо возникают в результате особых нагрузок, характерных для определенного вида спорта. Так, например, существуют даже специальные термины, характеризующие ту или иную травму — «теннисный локоть», «колено бегуна», «спина метателя». Обычно боль проходит после прекращения нагрузки, но возобновляется всякий раз под ее воздействием. Как следствие этого — возникают хронические заболевания.

Одна из частых причин травм в походах — хронические заболевания сухожилий и мышц. Но поскольку «там, где тонко — там и рвется», то перегрузка является своеобразной лакмусовой бумажкой: чем больше нагрузка, тем интенсивнее становиться боль. Как же этого избежать?

Мышцы нельзя слишком нагружать до тех пор, пока они в течение нескольких минут не поработали в ослабленном режиме — это придает мышцам силу, гибкость и устойчивость к повреждению. Для профилактики травм перед началом движения проводится разминка в течение хотя бы 10 минут, а затем минут 10 велосипедисты «вкатываются», то есть двигаются на небольшой скорости, с высокой частотой педалирования при пониженной передаче.

Достаточно часто участник, ощущающий выраженное недомогание или утомление, из-за боязни обременять остальных или из-за самолюбия пытается скрыть проблемы с самочувствием. Первый признак усталости — это отставание туриста от группы и «неровная езда» (вместо того, чтобы ехать прямо, человек начинает болтаться вправо-влево). В попытке не отставать от остальных он устаёт еще сильнее. Если же турист теряет координацию и падает при езде в группе, то последствия могут быть серьезными.

Единственным средством борьбы с переутомлением является отдых. Для восстановления мышц после утомления необходимо не менее 2-х суток.

Таким образом, несоответствие уровня физической, технической или психоэмоциональной подготовки туриста поставленным задачам часто является причиной возникновения травм.

Некоторый авантюризм и завышение планов «рабочего дня» также может послужить причиной травм, поскольку возможно чрезмерное переутомление участников. Как выглядит переутомление?

В 1999 году петербургская группа преодолевала в Восточной Турции по вьючной тропе перевал протяжённостью 3 километра. В команде было 4 человека, трое опытных бойцов, «видавших виды», и один парень, никогда не ездивший в сложные велопоходы. На третьи сутки новичёк не дошёл километр до лагеря и упал. Прибежавшие на помощь коллеги констатировали переутомление: лицо паренька было белее бумаги, руки тряслись, он не мог самостоятельно подняться. Провели экстренную терапию: дали сосать кусок сахара, налили 30 капель корвалола. Это позволило привести парня в чувство, довести до палатки, где он рухнул пластом и лежал до утра.

Если в группе к концу дня есть участники, которые не могут ехать прямолинейно, если за ужином люди отказываются от пиши, значит, вы допустили переутомление участников и надо принимать меры: делать больше остановок, улучшить питание в походе или снять часть груза с более слабых и догрузить более сильных.

Неполноценное оснащение велотуриста.

Из жизненного опыта вы, вероятно, знаете, что низкое качество велосипеда или снаряжения является частой причиной травм. Так, например, надорванный трос тормоза, стертые колодки, плохо отрегулированный и попадающий в спицы переключатель могут вызвать аварию и привести к травмам.

Причиной травм может быть несоответствие одежды и обуви туриста метеорологическим условиям. Например, тесная, не разношенная обувь вызывает потертости, а зимой даже возникает риск отморожения.

Неправильное поведение в походе.

К этой причине можно отнести поспешность в действиях, недостаточную внимательность, недисциплинированность туриста (например, при езде в группе «на колесе»). Особое внимание следует уделять азартным, легко возбудимым людям. Своим неуёмным темпераментом, «рваным» ритмом езды они могут измотать всю группу.

Неблагоприятные метеорологические условия.

Многим знакомо ощущение езды под проливным дождем, при температуре воздуха около нуля. А если добавить встречный ветер, снег, туман… На фоне капризов погоды туристы обычно мобилизируются и стараются добраться до сухого места с максимально возможной скоростью. Вот тут-то и ожидают различные сюрпризы — гололед на дороге, неожиданный поворот, ослепляющие встречные фары водителя…

Жара, жажда.

Жара и отсутствие воды переносятся еще хуже. Возникающее утомление и перегрев могут сыграть злую шутку: человек теряет бдительность, становится невнимательным, теряется координация. Все это также приводит к травмам. Увеличению вероятности травмы может послужить недостаточная акклиматизация велотуристов в горных условиях.