Чувство ностальгии начинается практически сразу после того, как путешественник шагнул за порог собственного дома. Вероятно, вам также знакомо некоторое удовольствие по возвращении домой, поскольку после длительных мытарств можно вновь приступить к своим делам, воспользоваться «плодами цивилизации» — такими, как ванна или газовая плита. Это стимулирует желание вернуться домой живыми и частично помогает опять совершить ещё одно путешествие в «спокойный район» Северного Курдистана, Египта или Карпат. Мы хотим поделиться с вами опытом обеспечения безопасности в велосипедном походе.
Во время велосипедного похода кроме опасностей в виде столкновения с хулиганами, чиновниками, террористами, пограничниками, таможенниками существуют и другие более прозаические опасности, но от того ничуть не менее значимые. Так чего же всё таки действительно стоит опасаться в походе, а с чего на самом деле раздули из мухи слона? В действительности ответ на этот вопрос не так очевиден! Приведём пример из жизни. В Вашингтоне в 2002 году полмесяца орудовал маньяк, стреляя в своих жертв из винтовки с оптическим прицелом. Ему удалось убить девятерых и ранить четверых. В США на фоне паники все старались сидеть дома, даже дети не ходили в школы, по телевидению и в газетах только и говорили про маньяка. Маньяка наконец словили и всё затихло. Как оказалось по официальной статистике за эти две недели в ДТП тысячи человек получили ранения, а 490 человек погибли. Ещё пример. Когда нас слушают люди, далёкие от туризма, то самое большое впечатление на них производит ночёвка в палатках в лесу. Может и страшно поначалу неподготовленному человеку ночевать в лесу, но по статистике от этого ещё никто не умер.
Правила безопасности в походе.
Потеря бдительности.
Самой частой причиной неприятностей в велопоходе является «потеря бдительности». Поначалу оказавшись в непривычных для себя условиях турист проявляет осторожность. Но потом адаптировавшись к условиям велопохода внимание ослабевает. Это чаще всего заканчивается ДТП или другой травмой. Конечно трудно быть внимательным на протяжение всего велопохода, но известно самое опасное для туриста время. В любом походе есть сложные участки. На них туристы внимательные и травмируются редко. А вот уже после их прохождения многие расслабляются, когда и происходят все неприятности. То есть самые тяжёлые травмы туристы обычно получают на лёгких участках! Когда велотурист выбирается из какой трясины с велосипедом и велобаулом в руках, то тут уж хочешь не хочешь, а проявлять бдительность придётся. Но уже на асфальтированной дороге многие теряют бдительность.
Часто вследствие своей невнимательности туристы сталкиваются друг с другом или случайно въезжат в какие-то преграды. Велотурист хочет насладиться видами природы или архитектуры, но при этом не снижая темпа, чтобы побольше проехать и побольше увидеть. Одновременно ехать и рассматривать достопримечательности получается не у всех.
Внимательным и бдительным нужно быть не только на дороге. При артериальном кровотечении вдруг выясняется, что жгута никто так и не взял, так как все думали, что его возьмёт кто-то другой. Из-за этого теряются драгоценные секунды, приходится на ходу вместо жгута пользоваться подручными средствами.
Человеческий фактор.
Второй по частоте причиной неприятностей является «человеческий фактор», то есть кофликты с людьми при исполнении служебных обязанностей, бандитами и местными жителями. Читайте про методы борьбы с ними в соответствующих статьях на сайте.
Глупость.
Следующей по распространённости причиной является «глупость». Даже взрослые люди могут размышлять как дети. Глупость может быть «индивидуальной», если её проявляет один из туристов, может быть «коллективной», когда неадекватное принимается всеми вместе, и может быть «безграничной», когда ошибается руководитель похода (приводит к самым тяжёлым последствиям). Приведём примеры таких глупостей:
- Индивидуальная глупость — когда кто-то из участников похода не возьмёт никакой тёплой велоодежды, понадеявшись на прогноз погоды.
- Коллективная глупость — когда перед надвигающейся грозой мы решили поставить палатку в окопе, чтобы её не сдуло ветром.
- Безграничная глупость — сначала мы отметим день рождения одного из наших велотуристов, а лагерь будем ставить потом.
Победить глупость очень сложно, особенно если эта глупость ваша собственная. Самый лучший метод борьбы — это проведение небольших походов для «скатки», во время которых можно детально изучить всех участников предстоящего большого похода. На что обратить внимание? Должно насторожить требование к себе повышенного внимания. Когда кто-то говорит, что он будет ехать в предстоящем походе отдельно от вас по индивидуальному графику или будет питаться самостоятельно, то это уже сигнал к тому, что этот человек будет лишним в вашей группе. Вполне может быть, что турист действительно по состоянию здоровья нуждается в особом питании, но скорее всего это желание выделиться из коллектива.
Четвертое место нашего рейтинга обеспечения безопасности занимают проблемы со здоровьем. Чаще всего в походе возникают потёртости, растяжения мышц, желудочные болезни, аллергии. Иногда возникают проблемы с сердечнососудистой системой из-за перегрузок и с зубами. А вот ОРВИ и ангины встречаются крайне редко.
Климатические условия.
Предпоследнее место в нашем рейтинге обеспечения безопасности занимают проблемы с адаптацией к климатическим условиям. Почему они заняли практически самое последнее место? Потому что они самые легко решаемые. Наиболее опасную проблему представляет жара. В условиях умеренного климата мы обычно не испытываем особых проблем с жарой. Чаще всего туристы боятся попасть под длительные дожди и холод. А если ярко светит солнце и температура за 30, то никто ничего плохого не ожидает. И вот именно тогда неожиданно случаются тепловые удары. Это больше психологическая проблема. При отъезде в жаркие страны туристы обычно готовятся бороться с жарой, а у нас не готовятся, так как жара большая редкость. Профилактика тепловых ударов прежде всего заключается в правильном организации и проведении туристического похода: купить питьевую систему для рюкзака, велоодежду на жаркую погоду и другое необходимое снаряжение, выяснить какая обычно наблюдается погода в это время в этом регионе, на сложных участках предусмотреть резервные варианты пополнения запасов воды, регулярно делать привалы.
Дорожно-транспортные происшествия.
Ну и наконец самое последнее место занимают ДТП с участием велосипедистов, если не считать ДТП из-за потери бдительности. Причём в походах ДТП встречаются ещё реже, чем на покатушках, что вероятно связано с низкой интенсивностью движения в местах проведения походов.
Надуманные опасности.
Теперь рассмотрим те мифические опасности, которых не бывает во время велосипедных походов. Никто не умер от ночёвки в палатке в лесу, ещё ни одного велотуриста не съели дикие звери. Если не считать морального дискомфорта, то от дождя ещё никто не пострадал. Не было ещё ни одного случая с пропаданием без вести группы велотуристов, так как велосипедисты ездят по дорогам, на которым нельзя заблудиться. Никто не погиб от голода. По заснеженным горам велотуристы не ездят, а значит у них нет шанса быть заваленными лавиной. Для повышения безопасности не стоит переутомляться, так как уставший человек часто принимает неправильные решения.