В большинстве случаев велокомпьютер можно отремонтировать самостоятельно. Для этого вам потребуется тестер (авометр), который можно купить менее чем за 15 долларов, паяльник и умение им пользоваться.
Поиск и устранение неисправностей.
Электронику нельзя самостоятельно отремонтировать, но печатные платы и микросхемы современных моделей велокомпьютеров очень надёжны и ломаются крайне редко. А самые распространённые неисправности устранить нетрудно. Существует три основных причины поломок велокомпьютера: проблемы с батарейками, проблемы с проводами, неправильное расположение магнита или датчика велокомпьютера.
Батарейки.
Неисправности батареек выявить проще всего. Если на экране видно чёткие чёрные цифры, то с батарейкой всё в порядке. Когда батарейка садится, жидкокристаллический экран тускнеет, а при её полной разрядке экран гаснет полностью. Откройте велокомпьютер, извлеките батарейку, проверьте контактные клеммы на наличие коррозии. Налёт удалите ватным тампоном, смоченным в нашатырном спирте. Установите батарейку на место. Если экран по прежнему пустой, попробуйте с помощью паяльника восстановить клеммы.
Странности в работе экрана.
Некоторые велокомпьютеры очень чувствительны к качеству питанию. В идеале батарейка должна иметь непосредственный прочный контакт со своими контактными клеммами. При «дребезжании» контактов из-за смещений батарейки велокомпьютер будет получать «ошибочные» данные, сбивающие его с толку. Он может показывать одни восьмёрки, или случайные фрагменты цифр, или может вообще погаснуть. Эта проблема особенно характерна для велокомпьютеров Cateye Solar, у которых очень твёрдые упругие контакты и используются две маленькие батарейки, которые довольно трудно устанавливаются на место. Многие велокомпьютеры Cateye Solars, в которых нужно было просто правильно переустановить батарейки, были забракованны как дефектные. Продававшиеся раньше батарейки производства Cateye поставлялись со специальным маленьким кусочкем тонкого пластика, который служил для чистки контактов — он вставлялся между двумя батарейками и потом вынимался.
На некоторых велокомпьютерах есть специальная процедура «перезагрузки» процессора, обычно с помощью нажатия всех кнопок одновременно.
Неисправности проводных велокомпьютеров.
Электрическая проводка на велосипедах очень часто повреждается, рвётся, особенно если провод неправильно проложен и защищён.
Обычно проблемы возникают в районе рулевой колонки, где провод может сильно натянутся при повороте рулём. Более надёжны в этом отношении устанавливающиеся спереди велокомпьютеры, потому что при правильной установке велокомпьютера отсуствуют ненатянутые участки. Провод поднимается от перьев вилки к переднему тормозу и дальше по тормозному тросу идёт к рулю без какого-либо крепления к раме.
Устанавливающиеся сзади велокомпьютеры требуют больше осторожности из-за ненатянутого участка провода, который не должен касаться покрышки, которая может его быстро протереть всего за несколько километров. Также при установке велосипеда в тренажёры можно случайно повредить провод, проложенный под нижним пером заднего треугольника. При этом установить датчик велокомпьютера спереди нельзя, так как он не будет работать!
Читайте более детально раздел про правильную установку велокомпьютера
Беспроводные велокомпьютеры.
В беспроводных велокомпьютерах установлена вторая батарейка в датчике, передающем радиосигнал. Когда эта батарейка садится, показания скорости становятся неточными и вконце концов пропадают. Чтобы получить хоть какие-то показания, датчик велокомпьюетра нужно переставить с заднего колеса на переднее. На велосипеде с маленькими колёсами можно нарушить правило установки магнита близко к втулке и разместить геркон с магнитом ближе к велокомпьютеру.
Также можно попытаться установить беспроводный велокомьютер ниже руля. В продаже доступны специальные крепёжные скобы для установки велокомпьютеров, фар на вынос. Отклонение велокомпьютера вперёд назад вместе с рулём также может препятсвовать ему воспринимать сигналы датчика, из-за смещения его внутренней антенны. Особенно это заметно на лигераде.
Проводку несложно проверить с помощью омметра или тестера, только нужно понимать как работает датчик велокомпьютера. «Датчик» на самом деле это всего лишь магнитно управляемый выключатель (геркон). Когда магнит проходит достаточно близко, геркон замыкается, устанавливая контакт между двумя проводками в кабеле. Когда магнит находится далеко от датчика, геркон разомкнут и контакт между двумя проводками отсутствует.
Если снять велокомпьютер с места его установки на руле, можно увидеть два металлических контакта (три у велокомпьютеров с функцией каденса). Для безотказной работы эти контакты и контакты на самом велокомпьютере должны быть чистыми и обеспечивать надёжное подпружиненное соединение. Если прочистка контактов не решает проблемы, ты нужно проверить проводку и правильность установки магнита омметром или тестером. Удерживайте зонды тестера на двух контактах крепления на руле. Если у тебя три контакта, то один из них предназначен для датчика колеса, другой для датчика каденса, а третий общий для обоих. Чтобы определить где какой контакт, нужно почерёдно перепробовать все комбинации.
Поверните колесо так, чтобы магнит удалился от геркона. Между двумя контактами не должно быть соединения. Если прибор показывает соединение, то провода замкнуты накоротко и нужно менять датчик, провод или блок с датчиком. (Этот метод не применим к велокомпьютерам Avocet. Смотрите ниже методику для велокомпьютеров Avocet.
Далее поверните колесо так, чтобы магнит оказался рядом с герконом. Тестер должен показать замкнутость цепи. Можете покачайть провод туда сюда и убедится, что соединение то возникает, то опять пропадает при движениях провода. Если этого не происходит, то провод повреждён и в лучшем случае велокомпьютер будет работать вромя от времени. Если же велокомпьютер прошёл этот тест, то провода и магнит установлены правильно и не имеют повреждений.
Если не удаётся замкнуть геркон с помощью магнита на колесе, поднесённого к геркону, попробуйте использовать карманный магнит. Держите его точно напротив датчика на той же стороне, на которой он должен находится по инструкции. Если схема всё же остаётся открытой — провод неисправен. Если карманный магнит сработал, а магнит колеса нет, то нужно попробовать максимально сблизить магнит колеса и геркон.
Велокомпьютеры Avocet.
Дорогие модели велокомпьютеров Avocet работают немного по другому принципу. Датчик велокомпьюетра Avocet представляет собой не геркон, а катушку индуктивности. 20-ти полюсное магнитное кольцо вращается мимо витков дтчика, генерируя небольшой электрический ток, который можно измерить с помощью вольтметра переменного тока. При вращении колеса рукой на клеммах на руле должно возникать переменное напряжение приблизительно в 50 милливольт.
При тестировании тестер или оммет покажет соединение независимо от положение магнита. В отличие от большинства велокомпьютеров в велокомпьютерах Avocet можно заменить только провод, без полной замены датчика велокомпьютра или блока устанавливаемого на руль. В моделях Avocet 15 и 25 используется обычный геркон с одним магнитом на спице.
Магниты и их установка.
Магниты используемые в велокомпьютерах различных брендов очень простые и взаимозаменяемые. Некоторые из них мощнее, чем другие. Датчик не будет срабатывать, если находится слишком далеко от магнита — поэтому более мощный магнит установитьпроще. Замена более мощного магнита на более слабый аналогом может привести к проблемам.
Неправильная установка магнита велокомпьютера может также приводить к нерегулярным или удвоенным показаниям.
Велокомпьютеры Cateye solar.
Магнит велокомпьютера Cateye solar имеет две нанесённых на нём линии. Одну из этих линий нужно распологать на одной оси с соответсвующей линией на герконе. Велосипедисты проводят установку велокомпьютера cateye не по инструкции полагая, что эта линия на датчике должна проходить где-то между линиями на магните. Эта ошибка приводит к абсолютно неправильным показаниям велокомпьютера. Каждая из линий на магните расположена в области максимум полей магнита, а середина между этими линиями не намагничена.
Велокомпьютеры Cateye mate.
В велокомпьютерах Cateye Mate используется 4 магнита, установленных на обод. При искривлении обода один из магнитов будет находится дальше от геркона, чем остальные. Это может привести к показаниям велокомпьютера в 15 миль/час, когда ты в действительности едешь 20, и т. д. Проверить что все магниты на ободе располагаются близко к геркону можно покрутив колесо на несколько дюймов вперёд-назад с небольшой скорость, чтобы магнит проходил туда сюда возле геркона. На экране появятся показания скорости, даже если они составляют только 2 или 3 км/час. Этот тест нужно повторить для каждого из четырёх магнитов. Ты должен получить показания скорости со всех четырёх магнитов, иначе следует переустановить геркон.