Системы рекуперативного торможения получили широкое распространение на электрических и гибридных автомобилях. Они встречаются и на электрических велосипедах, хотя и существенно реже. Как работает регенеративное торможение? Очень просто. Электрический мотор гасит кинетическую энергию движения автомобиля, вырабатывая при этом электричество, которое запасается в аккумуляторах. Благодаря энергии рекуперативного торможения увеличивается эффективность электрического велосипеда и расстояние, проезжаемое на одной зарядке аккумуляторов. Именно благодаря системе рекуперативного торможения у Toyota Prius расход топлива не зависит от режима езды — едете ли вы по городу с постоянными остановками или мчитесь по шоссе.
Система рекуперативного торможения на электрических велосипедах устроена гораздо проще, чем на автомобиле. Электровелосипед с регенеративным торможением может только включать и выключать эту функцию. Обычно тормозной мощности электромотора недостаточно и параллельно приходится задействовать обычные тормоза. На электрическом велосипеде регенерация активируется при мягком нажатии на тормозную ручку. При этом можно ощутить, как задействуется система рекуперативного торможения. Если надавить на ручку посильнее, то включаются обычные тормоза. На данный момент система рекуперативного торможения, способная регулировать тормозное усилие, реализована исключительно на электрических велосипедах BionX.
Эффективность системы рекуперативного торможения на велосипеде.
Эффективность использования энергии системы регенеративного торможения зависит от от вашего стиля езды и обилия спусков и подъёмов на маршруте движения. Чем чаще вы останавливаетесь и чем энергичней вы любите тормозить, тем больший эффект вы получите. В среднем система регенеративного торможения даёт увеличение эффективности на 5 - 20%. Среднестатистический велосипедист на среднестатистическом маршруте на одной зарядке аккумуляторов может проехать примерно на 10% большее расстояние.
Накат электровелосипеда с регенеративным торможением.
Система рекуперативного торможения на электрическом велосипеде создает дополнительное сопротивление, даже тогда, когда тормоза не используются, так как двигатель постоянно подключён к трансмиссии велосипеда. Двигатель постоянно вращается, даже во время спуска. Это дополнительное сопротивление немного снижает накат велосипеда, но настолько незначительно, что вы вряд ли его почувствуете во время езды и оно никак не скажется на общей эффективности. Положительный эффект от системы регенерации энергии превышает отрицательный эффект дополнительного сопротивления.
Влияние рекуперативного торможение на износ тормозов.
Применение рекуперативного торможения позволяет существенно снизить износ тормозов, а также их нагрев во время продолжительных спусков. Кроме того рекуперативное торможение работает плавно и не издаёт лишнего шума. И что немаловажно, вы тратите энергию на подзарядку аккумулятора, а не на нагревание окружающего пространства, как это происходит в случае с обычными тормозами.
На какие велосипеды можно установить систему рекуперативного торможения.
Систему рекуперативного торможения можно установить практически на любой велосипед. Её нельзя установить на велосипеды с планетарной передачей, чему препятствует наличие трещотки. На электровелосипеды с двигателями Mid также можно установить систему рекуперации, хотя сделать это будет сложнее.
Насколько сложно производителю оборудовать свои велосипеды системами рекуперативного торможения?
Ни один электрический велосипед Pedego не оборудован системой рекуперативного торможения… жаль!
Установить рекуперативное торможение на велосипеды без планетарной передачи достаточно просто. Удивительно, что лидеры рынка электрических велосипедов, создавшие популярные модели с прямым приводом, так и не смогли оборудовать их системами регенеративного торможения. Так, например, ни один электрический велосипед Pedego не имеет встроенной системы регенеративного торможения. Если бы это было слишком сложно или дорого, но нет — установка системы рекуперации обойдётся компании не более, чем в 10 долларов. Для этого требуется всего лишь немного доработать контроллер.
Электрические велосипеды с регенеративным торможением отличаются только схемой контроллера. Никакую дополнительную электропроводку устанавливать не требуется.
Модели электрических велосипедов с рекуперативным торможением.
Хотя большинство современных электрических велосипедов оснащается компактными редукторными электродвигателями, но системы регенеративного торможения встречаются нечасто. Приятным исключением являются электровелосипеды на базе комплекта BionX: Ohm, Smart, Grace, Trek, и т. д.
Хотя установить рекуперативное торможение на электровелосипед с редукторным мотором достаточно просто, но только несколько компаний смогли освоить выпуск таких велосипедов. Большинство высококачественных электрических велосипедов с прямым приводом имеют встроенную систему регенеративного торможения:
Электрические велосипеды Stromer St1 и Magura Hydraulic Brakes.
Электровелосипеды Smart Bike на базе комплекта BionX.
Электрические велосипеды Speciailized Turbo.
Электровелосипеды Stealth Bomber.
Электрические велосипеды Grace.
Электровелосипеды Ohm.
Как своими руками сделать электрический велосипед с рекуперативным торможением?
Сделать своими руками электровелосипед с регенеративным торможением совсем несложно. Просто вы должны выбрать электрический велосипед на базе мотор-колеса с прямым приводом, например, Crystallyte или 9c, и купить контроллером со встроенной системой регенеративного торможения. Самый простой способ собрать велосипед с системой рекуперативного торможения — купить комплект BionX, исходно оснащённый регенеративным торможением.
Электрические велосипеды с изменяемой силой регенеративного торможения.
Возможность изменять силу регенеративного торможения на электровелосипеде была бы очень удобна, но к сожалению она пока ещё недоступна. За исключением электровелосипедов BionX, имеющих четыре степени регулировки силы рекуперативного торможения. На всех остальных электрических велосипедах регенерация устроена очень примитивно — она только попеременно включается и выключается.
На электрическом велосипеде на базе комплекта BionX вы можете контролировать уровень регенерации, который отражается на пульте управления, что особенно полезно на длительных спусках. На фотографии выше можно увидеть четыре деления, отражающие степень помощи при педалировании. Если на пульте управления нажать кнопку минус, то вы сможете выбирать между четырьмя степенями регенерации. Довольно неплохо. BionX совершенна во всём. Если бы она ещё встроила эту регулировку в тормозную ручку, то было бы просто замечательно. BionX заслужила свою высокую репутацию в том числе и за счёт изобретения самой лучшей системы регенеративного торможения.